Больше рецензий

25 марта 2024 г. 22:37

48

5 «Аэропорт» Артура Хейли — производственный роман или нравственная проза?

Пока циклон «Ольга» заваливал Москву снегом, я дочитывала роман Артура Хейли «Аэропорт». Случайно попав мне в руки, эта книга заставила меня по-новому взглянуть на многое — аномальную погоду, ставшие обыденными перелеты на самолете, на людей, обеспечивающих нашу безопасность, которых мы не замечаем. Могу уверенно сказать, после прочтения этой книги, я буду меньше бояться летать: знание притупляет страх. А теперь расскажу, что же я увидела в этой книге и почему ее стоит прочесть.

Не случайно я упомянула про снег, потому что в «Аэропорте» именно снежный буран стал главной действующей силой и завязкой истории, которую рассказал нам автор. И именно поэтому чтение ее зимой особенно впечатляет.

По жанру это производственная коммерческая проза. Производственная потому, что мы видим работу аэропорта с его технологическими процессами, сотрудниками, проблемами, а коммерческая потому что, по сути, Хейли был капиталистическим реалистом — в своих книгах он рассказывал о тех профессиях, которые были важными именно на момент выхода книги.

Если говорить об историческом контексте «Аэропорта», то пассажирские авиаперевозки начались в 1910-х годах, но именно в 1960-х билеты стали доступнее, а самолеты стали падать чаще. Можно сказать, Хейли писал на злобу дня. Еще у Хейли есть роман «Отель» — о работниках бизнеса гостеприимства, «Вечерние новости» — о телевизионщиках и «Перегрузка» — о сотрудниках компании, управляющей электрическими сетями.

Роман был издан 56 лет назад, но, кажется, ключевые особенности процесса авиаперевозок с тех пор не сильно изменились. В книге детально показана профессиональная специфика сотрудников аэропорта – от управляющего аэропортом до летчиков, диспетчеров, кассиров, работников служб бронирования, представителей страховых и авиакомпаний, сотрудников ресторанов, магазинов, но в то время мы видим и сторону пассажиров (среди них есть безбилетники и террористы). Это не просто описание деятельности аэропорта, а через экшен — калейдоскоп событий, построенный на нескольких сюжетных линиях, сменяющих одна другую в самых интересных местах, мы видим людей в их противостоянии машинам, природе и себе. Отмечу, что роман был экранизирован несколько раз.

Лихо закрученный детективный сюжет держит в напряжении до последней страницы. Здесь есть люди со своими внутренними проблемами, страстями, горестями, а еще есть много ценных мыслей о проблемах отрасли и даже описаны пути развития авиационной отрасли на ближайшие 50 лет. Вот за это, кстати, автору отдельное спасибо — отраслевой контекст придает ценность произведению. Хейли прямо говорит о тех проблемах, которые приводят к авиакатастрофам, поэтому автору безоговорочно веришь и во всем остальном. Все очень похоже на правду. Кстати, хотя сюжет частично вымышлен, авиакатастрофа, описанная в книге, перекликается с реальной катастрофой Boeing 707 под Юнионвиллом в 1962 году, а также с катастрофой DC-6 под Уилмингтоном в 1960 году.

Технологические и производственные процессы, техника и технологии, процессы и механизмы — все управляется людьми, и они, на мой взгляд, главные к этой книге. Мы видим разных людей в момент их нравственного выбора. Автор не дает нам положительных и отрицательных героев, здесь все люди показаны в своей сложности, противоречивости, именно такими какими мы, видимо, и являемся.

К примеру, главный герой Мел Бейкерсфилд, управляющий аэропортом, от лица которого идет повествование, искренне предан своему делу, но многие годы живет в несчастливом браке и не может решиться на серьезный разговор. При этом он имеет виды на свою коллегу, которая тоже в него влюблена.

Его жена имеет несколько любовников, одного она уже наметила в качестве будущего мужа, но и с прочими расставаться не собирается. В разрушении семьи винит Мела. Выяснять отношения приходит к нему на службу, в тот момент, когда мужу пришли сообщить о подозрениях о террористическом акте на борту.

Родственник Мела, женатый капитан Димирест, превосходный летчик, но крайне самовлюбленный, заносчивый и высокомерный человек. Он постоянно изменяет жене и мы видим, как в очередной раз от него забеременнела стюардесса. Он склоняет ее к аборту. К слову, в романе со свойственной автору дотошностью описана схема, по которой американские авиакомпании в 1960–1970-х годах организовывали аборты или передачу детей в приюты, когда они оказывались беременными.

В то же время, эта стюардесса, Гвен Мейген, любит Димиреста и не хочет избавляться от ребенка. В самый напряженный момент катастрофы, Димитрест понимает, что не хочет, чтобы Гвен убивала их будущего ребенка. И это решение, наряду с тем, что он героически спас пассажиров своего рейса, оправдывает его негативные качества. Это похоже на катарсис — мы видим момент духовного возрождения.

Брат Мела, Кейз, авиационный диспетчер, утомленный нервными перегрузками, задержался на перерыве дольше обычного, а в это время стажер прозевал военный самолет и произошла авиакатастрофа. Теперь Кейз винит себя, его мучают «пустота, самобичевание и всеобъемлющее отчаяние». Он вышел на свое последнее дежурство, после которого собирается покончить с собой. Он мучается всю жизнь, в то время как здесь налицо проблема с неграмотным планированием труда авиадиспетчеров.

Террорист Герерро, разорившийся строитель, измученный нищетой и безысходностью, решил застраховать свою жизнь в пользу жены и, таким образом, ценой своей жизни дать ей возможность пожить нормально.

Практически каждый герой романа "Аэропорт" за полдня главных событий (в книге описываются события за время с 18.30 до 00.30), проходит процесс серьезных нравственных изменений. Аэропорт для них стал их духовной взлетной полосой.

Технологии будут развиваться, если будет развиваться человек. Но кто победит? Инновации или человек — этот вопрос стоит перед нами и по сей день с особой остротой. Артур Хейли дает ответ: если человек вспомнит о своем высоком предназначении, если он будет возрастать над собой, только тогда сможет стать во главе технической эволюции.