Больше рецензий

25 марта 2024 г. 10:52

95

5 Контролируемые галлюцинации чувствующих машин

"Если я в чём и разбираюсь лучше всех на свете, так это в том, каково быть мной."

Так говорит Лени Кларк в "Бетагемоте", и лучшего эпиграфа к этой книге не найти.

Вообще я брала читать её с некоторым опасением, потому что какое-то время назад, когда я тоже читала про сознательный опыт, мне попалась крайне эзотерическая теория биоцентризма, доказывавшаяся преимущественно аргументом "потому что не может быть всё просто так". Здесь же, в принципе, кое-что просто так всё же быть может, а никакой эзотерики и мистических отсылок к наблюдателю, сотворяющему своим актом созерцания всю вселенную, нет вовсе.
Это приятно.
Сет заходит с другой стороны и говорит, что всё, что мы воспринимаем, это наши собственные галлюцинации, и это звучит как будто логичнее. Осмысление сознания как постоянной контролируемой галлюцинации было для меня внезапно, но, как минимум, не лишено смысла. Потому что автор убедительно доказывает, что наше восприятие и идёт изнутри, и зависит от этого "внутри", и чем более различным субъективным опытом мы обладаем, тем более различные галлюцинации будем испытывать.

(Нужна ли более яркая рекомендация для того, чтобы заинтересоваться столь роскошным подходом, даже не знаю.)

Книга почти полностью построена на том, что автор дискутирует - возможно, больше сам с собой, чем с читателем, - на тему того, является ли "трудная проблема сознания", во-первых, трудной, во-вторых, проблемой. Может, всё дело в её формулировке, а не в нерешаемости. В основе этих рассуждений лежит понятие субъективного опыта, препарируемое под разными углами: что такое - быть собой? Как каждый человек понимает, что он - это он? А летучая мышь понимает, что она - летучая мышь? Как личные границы "самости" устанавливаются, из чего порождаются, для чего нужны и в чём секрет изменённых состояний восприятия, когда для сознания нет ни индивидуального, ни общего, только разноцветные фракталы и ангельские хоралы где-то за горизонтом? На чём базируется осознание "я" и чего в нём больше, пляски гормонов или деформации суперструн?
Таких вопросов Сет в каждой главе поднимает примерно по десятку, но вот с ответами на них как-то не слишком ладится, причём в первую очередь об этом сообщает сам автор. Мы далеки от того, чтобы не то, что хорошо, а хотя бы приблизительно понимать, откуда растёт сознание и что с ним происходит, хотя, безусловно, убеждены, что для нас оно очень полезное. Сет, кстати, об этом рассуждает отдельно в нескольких местах, и, насколько я понимаю, считает сознание именно что эволюционным инструментом, которое появилось для того, чтобы быть полезным.

Помимо прочего, автор активно рассматривает и высказывается о многих других вещах, характерных для обсуждения подобной темы: про свободу воли и эксперименты Либета, строение мозга и снятие картин его работы, когнитивные искажения, заболевания ЦНС, существование чего-то вроде общепринятого понятия "души", философских зомби, etc. Перечисленные экспериментальная и материальная базы очень обширны. В наличии приличное количество практического материала и перекрёстных ссылок, количество сносок восхищает. Местами текст основательно так насыщен терминами из областей разнообразных, от философии до нейрофизиологии, но они либо не критичны для понимания, либо объясняются автором. В принципе, несмотря на то, что проблематика человеческого сознания мне не слишком знакома, я не испытывала каких-то сложностей с восприятием. Тяженько, может, местами, но не критично.

Аннотацию, конечно, я считаю слишком громкой. Может быть, высказанная автором идея о "чувствующей машине" и новая, но она совершенно точно не даёт все ответы на все вопросы. Как и положено хорошей очень свеженькой теории, она их только поднимает, причём даже не всегда однозначно формулируя.
Да, может, сознание - свойство живого. А может, и нет. Может, и не свойство, и не живого.
Но Сет активно отстаивает мысль, что именно с, собственно, жизнью связано наше восприятие себя, потому что без этого будет невозможно выжить. И как будто бы в этом тоже есть смысл.

Больше всего, наверное, меня заинтересовала глава про компьютерный разум, в которой автор вновь и вновь размышляет о том, что разум, сознание и интеллект - сущности явно связанные и вместе с тем ни разу не тождественные. Вообще это как будто бы очевидно, когда начинаешь размышлять об этом всерьёз, и кажется логичным, что чат-бот не осознаёт себя, потому что он - просто набор команд. Однако автор здорово задаётся вопросом, а в какой именно момент набор команд может стать чем-то другим. При этом он приводит довольно много примеров и экспериментальных возможностей, включая рассуждения о тесте Тьюринга и его наследниках.
А ещё Сет здорово сравнивает ИИ с големом, потому что их концепт рукотворного помощника человека и правда одинаковый.
Отдельный плюс за то, что автор не забыл пнуть наше технологически-экспертное всё Курцвейла с его очень реалистичными прогнозами сингулярности. Каждый раз радуюсь, когда вижу, что не только у меня есть сомнения в здравой оценке светлого пост-индустриального будущего.

Лично мне книга понравилась очень. Некоторые вещи я вроде бы читала или откуда-то знала раньше, но здесь они хорошо скомпонованы и поданы более-менее плотненько, а многие для меня были новыми - не так уж активно я интересуюсь темой сознания и её смежными ответвлениями. (В отличие от байесовского анализа, которому тут уделено порядочно так внимания, аж вьетнамские флешбеки времён учёбы проснулись.) Я поняла не всю аргументацию автора с этими переходами от "трудной проблемы" к её отсутствию, да и в целом, наверное, доводы здесь не всегда бесспорны, но это было интересно.
Кроме того, книга укрепила меня в старом, но лично для меня важном - и практически полезном - выводе, что иногда другого человека понять невозможно просто потому, что вы настолько разные, что живёте буквально в разных реальностях. "Быть собой" это отлично подтверждает.

Комментарии


Такой отзыв! Спасибо! Не люблю научно-популярные книги, особенно на такие темы, но тут сложно не заинтересоваться.

Автор дал довольно самонадеянное название "Новая теория сознания". Оно подкреплено содержанием или это скорее громкий заголовок?

А что такое "контролируемой галлюцинации"? Т.е. они разве бывают контролируемыми?


Пожалуйсто. Всегда приятно, когда отзывы кого-то интересуют. =)

Оно подкреплено содержанием или это скорее громкий заголовок?

Не могу ответить со стопроцентной вероятностью, потому что, как я, собстнно, в отзыве писала, у меня не очень близкое знакомство с темой. В книге безусловно есть его собственная, авторская теория сознания, которая пытается объяснить, что это и зачем, а также предлагает вектор исследований. Сет основывает свою теорию на феменологии, то есть рассматривает сознание как совокупную пачку всяческого личностного опыта восприятия, а не делит его на всяческие отдельные аспекты.
Лично для меня это очень новое слово, как оно в большом научном мире - не знаю. Но вроде тоже что-то не заезженное, если, опять же, верить автору.

А что такое "контролируемой галлюцинации"? Т.е. они разве бывают контролируемыми?

Авторский термин. Автор называет "контролируемыми галлюцинациями" не обычные галлюцинации, возникающие от процессов или веществ, расширяющих сознание, а весь процесс восприятия, то, как мы воспринимаем окружающий мир. Согласно книге, вообще всё, что мы воспринимаем - контролируемая галлюцинация, потому что признаки, основанные на личностном опыте, не существуют, они только воспринимаются.
Он там приводит для описания кресло, которое стоит в его кабинете, мол, "кресельность", "уродство", "старомодность" - это только то, что воспринимает он, как наблюдатель, осознающий себя.

Я тут себе цитату выписывала, которая вроде более-менее объясняет, что автор хотел сказать, но вообще подробному разбору этой концепции посвящена целая глава.
Цитата:

Если взглянуть шире, можно заявить, что этот принцип применим не только к области цветового восприятия. Он относится к любому восприятию. Иммерсивная мультисенсорная панорама вашей перцептивной сцены здесь и сейчас, в данный момент, — это выход на связь с внешним миром, это скорее письмо, чем чтение. Совокупность перцептивного опыта — это нейронная фантазия, которую удерживает в узде постоянный поток сменяющих друг друга наиболее вероятных перцептивных предположений, контролируемых галлюцинаций.
Можно сказать даже, что все мы постоянно галлюцинируем. Просто, когда мы сходимся во мнении относительно этих галлюцинаций, мы называем их реальностью.

Спасибо! Стало еще интереснее (я вообще не специалист).

Хе-хе, я по Ваши рецензиям себе уже накидала на прочтение, что караул)))

Особенно эти "контролируемые галлюцинации" интригуют. Т.е. автор не подвергает "сомнению" не  восприятие объектов, но только  их характеристики. Тут сложно спорить, такое восприятие  отличается не только у разных людей, но и у одного человека в разное время. Теперь точно читать!))


Да-да, там про разницу восприятия куча примеров, от рассматривания белой бумаги при разном освещении до той широко известной истории с платьем, у которого люди по-разному воспринимали цвет.) Меня эта концепция "контролируемых галлюцинаций" тоже больше всего в книге зацепила, звучит вроде сначала странно, но потом вдруг понимаешь, что ведь реально в этом есть смысл.

Будет здорово, если книга вам понравится. :3