Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

22 марта 2024 г. 05:12

153

4

Несомненно, сильная личность, притягивает как магнит. Впрочем, магниты могут не только притягивать, но и отталкивать.

С Горовицем как автором печатных криминальных историй всё давно уже понятно (если вы читали "Сорок-убийц", к примеру).
Он больше игрунок, чем серьезный детективщик. И игры у него этакие постмодернистские - "роман в романе" или "автор романа в романе".
Что касается конкретно этой книги, то тут всё и того замороченнее - "автор романа о романе в романе".

Сценарист сериалов и автор подростковой серии о похождениях юного шпиона Энтони Горовиц написал историю о том, как сценарист сериалов и автор подростковой серии о похождениях юного шпиона Энтони Горовиц пишет книгу о расследовании убийства.
В напарниках у него современная версия Шерлока Холмса, недалекие полицейские глумливо обзывают героя "королевой детектива" (в контексте "Катись отсюда, и свою Агату Кристи прихвати!"), а само дело закручено настолько, что место в нём найдется и старым обидам, и голливудским звездам, и скандалу на похоронах, и даже таинственно исчезнувшему персидскому коту.

Лондонская светская дама обращается в агентство ритуальных услуг с просьбой организовать её собственные похороны и уже через 6 часов становится жертвой душителя прямо у себя дома.
Зашедшая в тупик полиция обращается за помощью к Дэниелу Готорну, бывшему детективу, уволенному со службы по причинам, о которых он говорить не намерен, а тот, в свою очередь, привлекает к делу рассказчика Горовица, который немного подвис между реальными проектами реального Горовица в ожидании звонка от Спилберга с Джексоном (справедливости ради, упомянутый в книге "Тинтин-2" не снят до сих пор, так что проблема там явно не только в сценарии).
Энтони соглашается написать роман о расследовании Готорна, а прибыль от продаж поделить пополам.
Впрочем, до этого надо еще как-то дотянуть - даром что история закручивается всё круче, а Готорн раздражает всё сильнее своими хамскими закидонами пополам с дедуктивной гениальностью.

От задумки и её реализации отчетливо веет Конан Дойлом и Кристи, но в остальном книга получается куда более современной и тщательно вписанной в нынешний контекст.
Убитая оказывается не только матерью популярной кинозвезды, чей послужной список включает невероятный набор проектов в диапазоне от "Родины" до "Звездного пути". Она, можно сказать, и сама знаменитость. Около 10 лет назад эта женщина на машине сбила двух 8-летних близнецов, лишив жизни одного и оставив инвалидом другого. Теперь отправленное за несколько мгновений до её смерти сообщение намекает на связь с тем инцидентом.
Но так ли всё просто, если подозреваемого нам усиленно подсовывают с самого начала?

Итоговая разгадка оказывается довольно интересной, путь к ней бодр и в меру ироничен, но всё же особой любви или восторга у меня тут не случилось.
Горовиц забавно вписывает в текст мелкие детали своего писательского быта, собственные творческие прозрения и сомнения, но всё это выглядит несколько искусственно. Эффект усиливается суховатым тоном повествования и чрезмерным изобилием инсайдерских анекдотов, которые со временем приедаются в силу своей однотипности.
Дело не спасают даже меткие замечания на тему издержек культуры отмены и прочих проблем современности, осложняющих и без того нелегкую жизнь любого творца.

К тому же на протяжении всего времени чтения я так и не смогла отделаться от мысли, что мне тут несимпатична прежде всего главная пара детективов.
Один (Горовиц) - шуткующий эгоцентрик, якобы хитро мешающий правду с вымыслом в вот таком кульбите с переворотом. Другой (Готорн) - просто неприятный тип, чьи самые яркие черты характера по большей части остаются без пояснений (возможно, только до следующих книг, но кому же охота их читать, чтобы это проверить).
И пусть постепенно эти их раздражающие качества понемногу сглаживаются, и ты, кажется, начинаешь к ним понемногу прикипать, случается это слишком поздно, чтобы успеть взрастить в себе истинную симпатию, способную подтолкнуть к знакомству с продолжением.

Современный писатель должен уметь общаться с публикой, зачастую весьма обширной; ему практически приходится играть роль эстрадного комика, разве что вопросы никогда не меняются и шутки всегда одинаковые.

Приятного вам шелеста страниц!