Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2024 г. 17:26

210

4

Долго обходил эту книжку стороной — вероятно, из-за стрёмной обложки, сильно напоминающей книги о "духовных практиках". Еще немного смущало характерно мусульманское имя автора, но это, как оказалось, вообще не проблема — Реза Аслан профессиональный ученый, преподающий в США, и никаких разборок в духе "чья религия правильнее" он тут устраивать не собирается.

Посвятив 20 лет изучению Нового Завета, Аслан пришел к не очень приятному выводу — мы не знаем о реальном Иисусе фактически ничего. Сам Христос был неграмотным и ничего не написал, ученики тоже, а главным источником по жизни Иисуса остаются Евангелия, написанные через полвека после распятия непонятно кем (но точно не теми людьми, которым приписываются). Так что если хочешь что-то узнать об Иисусе, то, как ни странно, лучше читать книжки, где он вообще не упоминается, но где правдиво излагается обстановка в Иудее I века.

Малое количество источников — это еще полбеды. Вторые полбеды заключаются в том, что источники эти по разным причинам были переписаны вдоль и поперек. Да и создавались они с оглядкой на цензуру — в 70 году войска Тита разрушили Иерусалим, иудейская религия попала под запрет и крохотной секте христиан пришлось определяться: воспевать иудейского мессию Иисуса и нажить себе проблем или адаптировать культ к новым условиям?

Как вы понимаете, христиане во главе с античным гением пиара Савлом-Павлом пошли по второму пути, превратив учение Христа в космополитичный культ, в скором времени снискавший популярность во всей империи. Однако сколько в этом культе осталось от реального Иисуса? Судя по всему, практически ничего. Проанализировав все доступные источники по римско-иудейским делам I века, Реза Аслан пришел к следующим выводам:

1) Иисус родился в Назарете где-то между 4 и 6 гг. н.э. Ни на какую перепись в Вифлеем Иосиф с Марией не ходили — в Римской империи (как и в любой другой) столь абсурдной системы переписи никогда не было, но авторам Евангелий эта история была нужна, чтобы Христос "родился" не в богом забытой деревне, а в родном городе царя Давида. Точно так же нет никаких оснований считать, что семья Иисуса когда-либо была в Египте. Про избиение младенцев также нет ни в одном источнике того времени;

2) Вопреки догмату о непорочном зачатии, у Христа абсолютно точно были братья и сестры. Занятно, что по моральному облику Марии у историка есть огромные вопросы — велика вероятность, что Иисус был рожден вне брака (это бы хорошо объяснило немыслимое обращение "сын Марии", которое можно увидеть в Библии). Есть даже теория, что никакого Иосифа вообще не было, а в повествование его неуклюже ввели просто для прикрытия того неудобного факта, что Мария каким-то образом нарожала детей без мужа;

3) Назарет — убогая деревушка, в которой работы для плотников не было. Поэтому Аслан резонно предполагает, что в юности Иисус участвовал в восстановлении разрушенного чуть ранее города Сепфориса, благо располагается он неподалеку от Назарета;

4) В большом городе, которым был Сепфорис, Иисус познакомился с иудеями разных городов, а также проникся ненавистью к римским оккупантам. Молодой человек стал интересоваться религией и проповедями, таким образом он познакомился с Иоанном Крестителем. Авторы Евангелий изо всех сил пытаются отодвинуть Иоанна на вторые роли, но все источники того времени показывают, что Креститель был звездой куда более солидного масштаба, чем Иисус;

5) Познакомившись с Иоанном, Иисус сформулировал собственное учение, которое мало чем отличалось от учений многочисленных мессий, которых в годы Пилата казнили по десять в год. В этом учении не было ничего того, что мы бы сейчас назвали христианским — Иисус стопроцентно соблюдал иудейский Закон, адресовал свои слова только иудеям, волновало его лишь освобождение родной страны от римлян. Откровенно говоря, ничего оригинального в этом учении не было, но Иисус быстро стал популярным благодаря исцелениям, о природе которых мы сейчас уже ничего не узнаем;

6) В Иерусалиме времен Пилата казнили и за меньшее, так что особых вариантов у Иисуса не было — его антиримская риторика просто обязана была привести на крест. Это, кстати, убедило всех правоверных иудеев в том, что никаким мессией Иисус не был, так как Мессия не может быть распят. На этом история назаретянина должна была закончиться и забыться, как забылись истории Симона Бар-Гиоры или Симона Бар-Кохбы, но кому-то пришла в голову гениальная идея с воскресением. Мы уже никогда не узнаем, что это было на самом деле, но настоящим создателем христианства, конечно, был автор этой идеи, а не Иисус;

7) После разгрома Иерусалима многие евреи, в том числе и помнившие об Иисусе, расселились по Римской империи — в первую очередь, в известных своей интеллектуальной жизнью городах Греции. Так как там история незадачливого иудейского мессии никому интересна не была, сторонники Иисуса начали адаптировать его биографию под запросы "язычников". Где-то здесь следы реального Иисуса окончательно теряются, а на смену ему приходит придуманный Павлом с нуля миролюбивый сын Божий, пришедший сообщить добрую весть всему человечеству, а не только иудеям. Остальное, как говорится, уже история.

Занятная книжка с множеством любопытных трактовок и идей, но на каждом шагу чувствуется нехватка источников. В конце даже начал сильно жалеть, что мы в этой истории толком уже никогда не разберемся., уж слишком много у меня вопросов.

4/5

Комментарии


Спасибо, интересно :)
Ещё интересно и то, что я себе это именно так и представляю по сумме самых разных прочитанных книг на эту тему :)


Ё! И наши издатели в очередной раз отличились. В оригинале никакого фанатика нет, книга называется 'Zealot. The life and times of Jesus of Nazareth'...