Больше рецензий

23 сентября 2014 г. 10:09

1K

5

Философское эссе об особенностях развития культуры начала 20 века, а именно ее дегуманизации. Рассматривается влияние современного искусства на народные массы.Выходит, что люди разделились на 2 лагеря: те, кто понимает и кто отвергает по непониманию. Таким образом, искусство все больше отделяется от народа, оно перестало выполнять эмоциональную функцию и стало отдавать мертвичиной. ''Искусство ради искусства, чистое творчество'' - вот лозунги кубистов, дадаистов и прочих эквилибристов. Разумеется, оно далеко от чувств простых людей. Ведь дегуманизация и состоит в абстрагировании от всего живого, выделении чистого продукта далеко от реальности, воздушной субстанции. Людям же хочется сопереживать. Существует точка зрения, что истинное мастерство в том, чтобы заставить человека грустить либо предаться спокойной радости, блаженства, но не слезам с попытками рвать на себе волосы и не буйному веселью. Здесь же чувства статичны, искусства начала 20 столетия не вызывает движения души, оно опровергает прошлое, одной линией, геометрической фигурой, сочетанием звуков перечеркивает все произведения минувших эпох. Это вполне может свидетельствовать о разложении и позволяет делать пессимистичные прогнозы.

Вот уже двадцать лет из двух сменяющихся поколений наиболее чуткие молодые люди в Париже, в Берлине, в Лондоне, в Нью-Йорке, Риме, Мадриде неожиданно для себя открыли, что традиционное искусство их совсем не интересует, более того, оно с неизбежностью их отталкивает. С этими молодыми людьми можно сделать одно из двух: расстрелять их или попробовать понять.

Но Ортега-и-Гассет призывает нас ко второму варианту. Правда, и говорит в защиту традиций, не забывая о проявлении индивидуальности. Ведь все мы видим по-разному. Один и тот же предмет или явление может вызывать у разных людей множество различных чувств, это зависит от многих факторов, в том числе принимаем ли мы участие в данном событии или же являемся посторонними зрителями. Вот и при взгляде на произведение искусства необходимо быть вовлеченным, причащенным к тайне, иначе оно не затронет чувства и по нему можно будет лишь провести расчёты. Область чувств не подчиняется математическим законам.
Таким образом, это любопытное эссе наталкивает на многие противоречивые размышления, выражая суть дальнейшего развития культуры, ее утилитарного значения лишь несколькими штрихами. Но и набросок может породить весьма интересные предположения и очертить будущую картину.

Комментарии


Давно хочу прочесть, а всё - никак, спасибо за рецензию!


Эссе небольшое, полчаса прочтения. Мне-то в силу специальности необходимо.


А какая специальность, если не секрет?


Вообще я получаю 2, но эссе читала на филологии( украинской), потому что необходимо для курсовой.


Филология... Нереализованная моя мечта.)


Так что ж мешает? Можно на заочное пойти) А украинский, кстати, бессмысленен, только что люблю.


Что? Старость, отсутствие времени, лень, наконец...) Всё, как обычно у людей.


Ну старость - не помеха. У меня на заочке сидят люди 40-50 лет. Чувствую себя ребёнком старшей детсадовской группы.