Больше рецензий

17 марта 2024 г. 12:00

182

5 Размышления о судьбах человечества…

Я только начала открывать для себя мир Брэдбери. Но уже поняла, что хочу прочитать у него почти все. Начав с «Марсианских хроник», я точно знаю, что за ними последуют не менее ценные во всех смыслах романы и короткие рассказы.
Я бы не назвала Рэя Брэдбери классическим фантастом. Его книги - это философские и антропологические размышления о судьбе человечества, облеченные в фантастическую и метафорическую форму. Но эта «нереальность» здесь вовсе не мешает. Наоборот, не будь ее, сложно было бы постичь авторский посыл к читателю.
«Марсианские хроники» были опубликованы в 1950 году. То была эпоха гонки вооружений, наращивания военных мощностей сверхдержав. Уже было разработано и даже применено смертельное ядерное оружие. Да и много еще событий, роящихся на экваторе XX века, происходило в те годы.
«Хроники» изначально задумывались автором как серия рассказов. Не связанных общим сюжетом и героями. Но издатель посоветовал молодому автору объединить их в роман под одним названием. Однако, читая это произведение, ощущаешь, что почти в каждой главе есть отдельная мысль, наказ, предостережение или урок.
О чем же «Хроники» Брэдбери?
О Марсе, о Земле, о человечестве?
События охватывают 1999-2026 годы. То есть то время, которое мы уже или прожили, или вот-вот будем проживать. Но во времена молодого тогда еще Рэя то были далекие страницы будущего. Но как безошибочно он указал и пророчески предсказал проблемы века нынешнего.
Помещая Землян на Марс, автор сатирически описывал их тамошний быт. И мы видим, что люди могут убить любую цивилизацию, до них пребывавшую в благоденствии и гармонии. «Мы можем сколько угодно соприкасаться с Марсом - настоящего общения никогда не будет. В конце концов это доведет нас до бешенства, и знаете, что мы сделаем с Марсом? Мы его распотрошим, снимем с него шкуру и перекроим ее по своему вкусу». Не нужно лететь на далекий Марс, чтобы понять, что подобное происходит уже у нас на Земле…
В одной из глав Брэдбери устами своих героев размышляет о тайне жизни. Он утверждает, что многие проблемы идут от того, что «в человеке стало слишком много от человека и слишком мало от животного». Только объединив вместе науку, религию и искусство, можно прийти к балансу.
Иногда жизнь не требует глубокого анализа. Она просит лишь осознанного восприятия. Отсюда и рождается вдохновение. Любое открытие, которое затем возводят к когорте «научных», изначально было вспышкой интуиции, внутреннего дара, который ни одна наука объяснить никогда не сможет. Одна из глав, «Эшер II», служит своеобразным мостиком к другому гениальному роману Брэдбери - «451 градус по Фаренгейту». Предание искусства забвению в угоду «политике», формирование «послушного» большинства, не способного уловить суть, потребляющего только тот контент, который «разрешен» и одобрен - не эти ли явления мы продолжаем наблюдать и в веке XXI?
Пророчески ощущаются и размышления Брэдбери о том, что технократическое общество, в конце концов, уничтожит своего создателя - человека, а «умные» гаджеты продолжат после этого «жить» как ни в чем ни бывало.
«Если сгинет с Земли человеческий род,
И весна … и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет».
Мне думается, что мы подошли сейчас к очень важной черте. Некоему водоразделу мира, пересечь который удастся не всем. Мир потребления в конце концов «потребит» сам себя. А выживут… выживут те, кто не потеряет в себе Человека-Творца.

~Julietta Vizer