Больше рецензий

12 марта 2024 г. 13:24

91

0.5 Апофеоз абсурда

Очевидно, что культовость данного произведения, точнее всех его частей вместе и каждого по отдельности до меня не дошла.
Люблю британский юмор. Терри Пратчетт для меня неоспоримый гений. Сериал "Доктор Кто" опять же очень уважаю, особенно в Десятом воплощении персонажа. Джаспер Ффорде, Вудхаус, Джером К. Джером и прочие и прочие и прочие, как говорится... Монти Пайтон опять же...Но вот это? Можно долго и серьезно высказывать по пунктам все придирки и недоумения. Другие вещи этого автора мне тоже не зашли от слова совсем. Структура и построение, язык и логика у него свои авторские и автор этот явно не мой.
Весь цикл это такой едкий микс из пародий почти всего вышеперечисленного и много другого. Тщательно смешанного и взболтанного, Космический винегрет. К которому в виде вкусовой добавки можно прибавить еще "С приветом по планетам". Такое не очень питательное блюдо, впрочем с неким привкусом порой замысловатых изысканных и почти понятных и различимых приправ.
Если первая трилогия абсурдна, но некий общий смысл еще просматривается, четвертая часть может восприниматься как некий финал истории, когда герою воздалось таки за все его приключения, девушка любимая, дом родной, спокойная жизнь в перспективе, то вот пятая существует непонятно для чего, ибо градус бессмыслицы повышен до температуры ядра звезды. Автор хотел логической развязки, чтобы подвязать все концы, начало которых было завязано в первой части и пунктиром упоминалось кое-где и время от времени, однако при этом другие веревочки остались виться в невесомости, как в том портале: из одного вышли, в другой перетекли, а видно только середину. Отобрали в высшей степени нелогично любимую девушку! (зачем вообще нужно было ее вводить в текст!?), дом родной (даже два, считая планету в целом!), перспективу на спокойную жизнь, а заодно окончательно забили на хоть какой-то смысл. По сути переписывание всей истории наблюдается в продолжении, если б хоть на четвертой части остановится или вписать бы эти события в третью, чтобы получился такой открытый хеппи-энд.
Сам путеводитель при этом персонаж даже не заглавный, а такой трассирующе-абсурдный голос за кадром.
При этом ,если отрешиться на некий миг от игривого тона, сарказма и сатиры, то вся история, будь она написана в другом стиле, лично для меня была бы в разы интереснее. У персонажей потенциал куда как выше заявленного на страницах.
Один меланхоличный робот Марвин чего стоит, даже учитывая сознательную абсурдизацию произведения такого развития событий, как по мне, он явно не заслужил. Все могло бы быть куда как интереснее. Одна его дуэль с танком это что-то!
Вот ,собственно, один балл за нераскрытый потенциал персонажей, сюжета, структуру и частность. За те немногие моменты, которые действительно вызвали эмоции на фоне скуки, сопровождавшей весь процесс чтения.