Больше рецензий

Ryna_Mocko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2024 г. 17:00

314

4

Как бы странно это не звучало, но я против того, чтобы «Педагогическую поэму» читал каждый учитель. Не хотелось бы никого обидеть, но учитель сейчас «не тот»: он не способен правильно трактовать данное произведение. А чтобы перекрутить поступки и потом утверждать, что сам Макаренко делал так же – этого, к сожалению, достичь проще простого.
Начать с того, что Антон Семенович Макаренко – это гениальный человек: он прочитал огромное количество литературы, знал философию и психологию, постоянно совершенствовался. Этот мужчина начал работать учителем с семнадцати лет и за свою жизнь повлиял на многих.
«Педагогическая поэма» не для всех учителей прежде всего потому что не все учителя согласятся работать так, как работал Макаренко. Да и не работал он – он скорее жил своими учениками. Наши педагоги, привыкшие к модернизации, компьютеризации и «избранным ученикам» не смогут оценить той мудрости, которую пытался донести до них писатель.
Эта книга прежде всего описание опыта работы одного человека. Тогда не понятно было как работать, с чем работать, но делать что-то было нужно. Это история проб и ошибок и, наверное, некой толики удачи, которые в итоге привели к прекрасному результату и повлияли на судьбу многих людей.
История начинается, когда Антона Семеновича Макаренко попросили организовать «колонию для дефективных» - своеобразную школу с проживанием для малолетних преступников. И, как всегда, происходит с нашими правителями – они требуют результат, но при этом помощи от них мало: ни советом не помогут, ни финансирование не организуют. Вот и приходиться автору не только преодолевать не желание своих подопечных обучаться, но и бороться с различными бюрократами.
Я считаю, что не все люди смогли бы сделать подобное. В наше время учитель не интересуется судьбами детей, к которым приходит в класс. Он отрабатывает время: протараторил тему, спросил домашнее задание, вышел за дверь и забыл про Машу и Ваню до следующего урока. Часто я слышала фразы: «У меня свои дети есть. Я за них должна беспокоиться. Я не обязан вникать в проблемы посторонних.» Вот и о каких Макаренках можно говорить с подобным взглядом на свою профессию?
Мне не понравилось, как в книге описывается тот переломный момент, когда дети начинают-таки слушать и хоть как-то воспринимать учителя. Лично мне было интересно узнать тот «ключик», который позволил бы работать с трудными детьми. Но в книге показан далеко не лучший пример для подражания. Да, во многих коллективах срабатывает правило «одного нужного человека»: когда особа, обладающая качествами лидера, несет нужную идею в коллектив. Но в данном случае Макаренко добился уважения такого лидера весьма спорным способом: а я задавалась всё время вопросом – а если бы этот «мальчик» дал сдачи или устроил бы встречу в темном переулке? Ну это просто удача, что получилось так, как получилось. Вот если бы Макаренко как-то обнаружил-таки секретный способ как переломить взаимоотношения с коллективом, то цены бы этой идеи не было бы.
Кроме того, автор жил вместе с ребятами, они были вместе 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Фактически он взял на себе роль их отца: строгого, справедливого, умного. Он показал этим детям самое главное: что ему не всё равно, что будет с ними. Возвращаясь к сказанному выше, сколько процентов учителей будут жить проблемами своих учеников и обеспечивать им поддержу круглосуточно? К сожалению, таких будут единицы.

Ветка комментариев


У меня как-то этот момент с Задоровым воспринимается по-другому... Макаренко умный педагог, это да, но и Задоров - умный подопечный. Там же отмечено, что он выделяется из общей массы воспитанников, он явно из интеллигентной, обеспеченной семьи, наверняка получал хорошее образование - до того, как все это началось. То есть, Задоров как раз прекрасно знает, что из себя представляют учителя, ему привычны их приемы и методы. Он сразу вычисляет, когда начинают "воспитывать" - и закрывается. А то, как поступил Макаренко - в этом как раз не было ничего от "воспитывания", это была просто спонтанная человеческая реакция... ничего заранее продуманного и просчитанного... И этим своим поступком Макаренко как бы - в глазах всех этих ребят - вышел из ряда просто учителей, он им показал, что относится к ним не как к воспитанникам, а просто как к людям. Он им показал, что у него тоже есть чувства, есть слабые места. И поэтому они его приняли.
Но, конечно, такое срабатывает в исключительном моменте. ((