Больше рецензий

Ryna_Mocko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2024 г. 17:00

276

4

Как бы странно это не звучало, но я против того, чтобы «Педагогическую поэму» читал каждый учитель. Не хотелось бы никого обидеть, но учитель сейчас «не тот»: он не способен правильно трактовать данное произведение. А чтобы перекрутить поступки и потом утверждать, что сам Макаренко делал так же – этого, к сожалению, достичь проще простого.
Начать с того, что Антон Семенович Макаренко – это гениальный человек: он прочитал огромное количество литературы, знал философию и психологию, постоянно совершенствовался. Этот мужчина начал работать учителем с семнадцати лет и за свою жизнь повлиял на многих.
«Педагогическая поэма» не для всех учителей прежде всего потому что не все учителя согласятся работать так, как работал Макаренко. Да и не работал он – он скорее жил своими учениками. Наши педагоги, привыкшие к модернизации, компьютеризации и «избранным ученикам» не смогут оценить той мудрости, которую пытался донести до них писатель.
Эта книга прежде всего описание опыта работы одного человека. Тогда не понятно было как работать, с чем работать, но делать что-то было нужно. Это история проб и ошибок и, наверное, некой толики удачи, которые в итоге привели к прекрасному результату и повлияли на судьбу многих людей.
История начинается, когда Антона Семеновича Макаренко попросили организовать «колонию для дефективных» - своеобразную школу с проживанием для малолетних преступников. И, как всегда, происходит с нашими правителями – они требуют результат, но при этом помощи от них мало: ни советом не помогут, ни финансирование не организуют. Вот и приходиться автору не только преодолевать не желание своих подопечных обучаться, но и бороться с различными бюрократами.
Я считаю, что не все люди смогли бы сделать подобное. В наше время учитель не интересуется судьбами детей, к которым приходит в класс. Он отрабатывает время: протараторил тему, спросил домашнее задание, вышел за дверь и забыл про Машу и Ваню до следующего урока. Часто я слышала фразы: «У меня свои дети есть. Я за них должна беспокоиться. Я не обязан вникать в проблемы посторонних.» Вот и о каких Макаренках можно говорить с подобным взглядом на свою профессию?
Мне не понравилось, как в книге описывается тот переломный момент, когда дети начинают-таки слушать и хоть как-то воспринимать учителя. Лично мне было интересно узнать тот «ключик», который позволил бы работать с трудными детьми. Но в книге показан далеко не лучший пример для подражания. Да, во многих коллективах срабатывает правило «одного нужного человека»: когда особа, обладающая качествами лидера, несет нужную идею в коллектив. Но в данном случае Макаренко добился уважения такого лидера весьма спорным способом: а я задавалась всё время вопросом – а если бы этот «мальчик» дал сдачи или устроил бы встречу в темном переулке? Ну это просто удача, что получилось так, как получилось. Вот если бы Макаренко как-то обнаружил-таки секретный способ как переломить взаимоотношения с коллективом, то цены бы этой идеи не было бы.
Кроме того, автор жил вместе с ребятами, они были вместе 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Фактически он взял на себе роль их отца: строгого, справедливого, умного. Он показал этим детям самое главное: что ему не всё равно, что будет с ними. Возвращаясь к сказанному выше, сколько процентов учителей будут жить проблемами своих учеников и обеспечивать им поддержу круглосуточно? К сожалению, таких будут единицы.

Комментарии


Очень интересная книга, перечитывала её не раз в детстве и юности. О самом Макаренко я тогда не думала, понимание пришло позднее. Как же нелегко ему пришлось! Вот кто действительно был педагогом, то есть воспитателем. С большой буквы В.


Согласна. Великий человек - сейчас таких не найти.


Мне кажется, что в истории с Задоровым Макаренко прежде всего понимал, с кем он имеет дело. Что-то он уже разглядел в Задорове. Не с каждым такой номер прошел бы, был там например некий Бендюк, тот, которого позже арестовали за убийство. Вряд ли на него подействовал бы поступок Макаренко, он увидел бы только покушение на свою личность и полез бы драться, так что все могло кончиться, не начавшись.
И потом, то, что сработало со взрослыми парнями лет 18, повидавшими всякое, разумеется не годится в обычной жизни


Возможно, действительно что-то такое заметил в Задорове. Не зря же столько литературы по психологии читал.
Но когда я читала эту сцену - была в ужасе: думала сейчас прирежут его по тихому, и на этом поэма закончится))


У меня как-то этот момент с Задоровым воспринимается по-другому... Макаренко умный педагог, это да, но и Задоров - умный подопечный. Там же отмечено, что он выделяется из общей массы воспитанников, он явно из интеллигентной, обеспеченной семьи, наверняка получал хорошее образование - до того, как все это началось. То есть, Задоров как раз прекрасно знает, что из себя представляют учителя, ему привычны их приемы и методы. Он сразу вычисляет, когда начинают "воспитывать" - и закрывается. А то, как поступил Макаренко - в этом как раз не было ничего от "воспитывания", это была просто спонтанная человеческая реакция... ничего заранее продуманного и просчитанного... И этим своим поступком Макаренко как бы - в глазах всех этих ребят - вышел из ряда просто учителей, он им показал, что относится к ним не как к воспитанникам, а просто как к людям. Он им показал, что у него тоже есть чувства, есть слабые места. И поэтому они его приняли.
Но, конечно, такое срабатывает в исключительном моменте. ((