Больше рецензий

10 марта 2024 г. 14:19

117

4 Бедный цыпленок, или достоевщина на японский лад

"Золотой храм" оказался для меня романом, по прочтении которого хочется выдохнуть, как после наконец-то доделанной нудной и тяжёлой работы. Это написанная в лучших традициях психологической прозы Достоевского история подростка, который не отличает внутренний мир от внешнего.

Бесконечно одинокий недоросль изо всех сил рвется обрести контакт с жизнью, но он слишком сосредоточен на себе, чтобы в этом преуспеть. Одинок он не потому, что с заикой никто дружить не хочет, а потому, что сам вбил себе в голову, что он 1) урод; 2) при этом необыкновенный, совсем не такой, как все остальные.

Бедный мальчик варится в собственной голове, не испытывая по отношению к внешнему миру хотя бы любопытства. Бедолаге даже муравьи интересными не кажутся! Он сосредоточен на внутреннем бурлении мыслей и страстей. И думает вроде не только о допустимости зла и его гранях, или как захватить весь мир, начиная с отдельного взятого храма, но и о роли Прекрасного, и что является лучшим способом контакта с жизнью - сознание или действие.

Примерно к середине романа я начала воспринимать гг как несчастного с врождённым изъяном. И изъян - отнюдь не заикание, а непреодолимая замкнутость на себе, в силу которой бедолага внешний мир вообще не воспринимает. Его эмоциональная глухота поражает, он не "считывает" даже других людей.

ГГ напоминает цыплёнка из тех бедолаг, что не могут сами проломить свою скорлупу. Бывает у цыплят иногда такое, когда не хватает сил. Бьются-бьются, а вылупиться сами не могут. Вот и гг, чтоб проломить свою скорлупу и "вылупиться", требуется нечто экстремальное.

Жаль, что роман не попался мне раньше. Лет в 25 я сочла бы его одним из лучших в мировой литературе. Но даже сейчас, пожалуй, мне понравилось больше "Преступления и наказания", потому что герой в своих исканиях, все-таки, не дошёл до необходимости убить пару старух топором.