Больше рецензий

10 марта 2024 г. 13:04

124

4.5 "Фарида знала, что страдания женщин берут начало в страданиях мужчин, что рабство одних порождает рабство других."

Долго размышляла, стоит ли писать рецензию на эту книгу. Она очень болезненно отозвалась в моём сердце, несмотря на то, что связи с арабской/мусульманской культурой я не имею, и в целом я росла в атмосфере и в семье, где меня не принижали из-за моего пола, и несмотря на наличие старших братьев, мои возможности никогда не были хуже, чем их. Но я думаю, именно поэтому несправедливость ситуации, которая описывается в романе, толкает меня на то, чтобы озвучить некоторые мысли, — ведь стоит мне представить, что и ко мне было бы подобное отношение только из-за того, кем я родилась, я испытываю неподдельную боль.

Описывать сюжет книги не имеет смысла — всё сказано в аннотации. Перед нами история трёх поколений палестинской семьи, рассказанная от лица трёх женщин, выросших в разное время и даже в разных странах. Сложно сказать, чья история поразила больше — в каждой было что-то ужасающее, кроме, пожалуй, истории самой молодой героини, Дейи Раад. На неё хоть и воздействовала родная культура, но уже в меньшей степени, было чуть-чуть больше свобод, чем у бабушки и матери, но в целом, на ней были всё те же кандалы, только в профиль.

Цитата, вынесенная в название рецензии, ёмко объясняет, что вообще происходит и почему семьи из этой культуры поколениями не могут вырваться из круга насилия и страданий, прикрываясь традициями. Боль женщин, которую им наносят родные мужчины, игнорировать не стоит, но и в мужчинах взращивается жестокость из-за бремени, которое на них возлагают, плюс — повсеместно отвратительный пример обращения с женщинами. Отцы бесперебойно бьют своих жён, часто при детях: что должен вынести из этого примера мальчик? И можно подумать, что "бьют за дело" (хотя это немыслимо!), мол, вот в этой книге персонаж Адама бил свою жену Исру за то, что та бесконечно рожала одних девочек. Но ведь и матери Адама, Фариде, доставалось, несмотря на то, что у неё три старших сына (не считая одной небольшой спойлерной истории). И Исра тоже всё детство наблюдала, как её отец избивает мать, хотя после Исры та родила тоже несколько сыновей. И вообще что это за причина такая: наказывать за то, что родился "неправильный" ребёнок? Это уму непостижимо кого-то унижать за то, что он не контролирует. Можно пойти и выбрать цвет платья, но нельзя выбрать пол ребёнка, а беднягу Исру шпыняли как лишайную собачонку только за то, что она бесконечно рожала, но всегда не тех, кого хотелось семье.

А это недовольство полом детей рождается из вечного воя про то, что девочки — ни о чём, тогда как мальчик — воооот он помощник. Настолько лицемерный взгляд ещё стоит поискать. Две невестки и дочь с утра до вечера не вылезают из дома, колотясь по уборке и готовке, буквально вылизывая каждый угол, но мать в упор не принимает это за помощь — это же должное, они же и должны это всё делать. Но почему-то то, что делает сын, не воспринимается как должное, это воспринимается как Благо, несмотря на то, что в семье есть установка, что именно старший сын и должен помогать семье, как вообще и любой сын: ему и образование дают, и место на работе, и отдых после работы, чтобы на следующий день хорошо себя чувствовал — казалось бы, вот он долг, который следует воспринимать как само собой разумеющееся, но нет. То, что бытовой труд по-прежнему очень многими не воспринимается как труд, это трагично.

Но ещё хуже подобного отношения вот такое:

спойлер
Фарида смогла простить Адама за убийство Исры, но не смогла простить дочь Сару за то, что та сбежала из дома. Видите разницу? Убийство против побега! Небо и земля! Но первое не настолько ужасное и порочащее честь, чем второе! Вы только вдумайтесь в этот ужас. В один момент дед Дейи признаётся ей, что простить Сару ему мешает гордость, они так воспитаны, что за честь надо бороться, но разве убийство не пятнает честь? Это ли нормально? Хотя чего я возмущаюсь, если битьё жены воспринимается как норма и никто с этим не борется, говоря "все так живут" — всё равно, что сказать "все пьют воду", для них это такая же банальность. Ты обязана быть девственницей, иначе будешь поругана навеки, но вот только твоя невинность не обеспечит тебе счастливый брак, где тебя не будут бить и где тебя точно не убьют. Исра была невинна и чиста как весенний подснежник, но судьба у неё вышла горше, чем даже у её матери и свекрови. И зачем тогда эти все битвы за невидимую честь?
свернуть

В общем, больно, очень больно. Хочется, чтобы в современном обществе становилось как можно меньше подобных проявлений ненависти, основанной на половой, религиозной и прочих принадлежностях, но такое ощущение, что некоторые слои как будто бы цепляются за этот замкнутый круг насилия, как единственно понятный. Им непонятно, как можно спокойно дать женщине образование. Им непонятно, почему нельзя бить жену. Им непонятно, что разницы от того, будет ли невеста невинной или нет, никакой — её это не защитит ни от чего вообще.

По итогу 9 из 10, это, конечно, не литературный шедевр, но очень хороший и эмоциональный срез жизни одной семьи, показывающий, что человечеству есть ещё над чем работать.