Больше рецензий

10 марта 2024 г. 12:42

1K

3 Мутная история

"Тайная история", анонсируемая как психологический триллер, прочлась легко и быстро. История развивалась в прошедшем времени и от первого лица,  ввиде воспоминаний и размышления главного героя. Автор сосредоточился на диалогах, описаниях, рассуждениях, воспоминаниях. Главное в «Истории» сам текст. Автор играл со словами и предложениями, упражнялся в манере подачи материала, оттачивании стиля. И эти упражнения автору удались. Все очень хорошо с текстом: он правилен, красив, эстетичен, интеллектуален, легко читается. Умело использованы элементы греческой и римской мифологии, философии, цитаты из классиков античной и английской литературы. Все вполне прилично, профессионально. Что же касается самой истории, то , как мне показалось, автор разыграл шекспировские страсти на ровном месте, устроил бурю в стакане воды или вернее в стакане алкоголя. Сосредоточившись на тексте и мелких деталях, автор совсем не уделил внимания персонажам, их характерам, поступкам, мотивациям. Автор оставил пробелы и в самой истории:  часть событий лишь обозначил, а о некоторых событиях можно лишь догадываться по отрывочным намекам и упоминаниям. Главные герои, получились странными , условными, гротескными, но вполне типичными и узнаваемыми, как персонажи античной трагедии или маски итальянской комедии дель арте. В процессе чтения меня не покидало ощущение, что читаю я именно пьесу, а события разыгрываются на сцене, а не в реальной жизни. И поэтому читалась история легко, как пьеса, как бутафорская драма или фарс. Попытки привязать историю к реальной жизни сразу же разрушают всю конструкцию, история рассыпается, не склеивается, не вписывается в обыденность. Слишком театральна история, слишком условны персонажи, слишком нелогичны и немотивированы их поступки. Возможно, я пропустил какие-то намеки автора, подтексты, акценты, которые бы обозначили условность происходящего, некую игру автора в драму или трагедию. Нет, как мне показалась, Донна Тартт пыталась убедить читателя в правдивости своей истории, представить историю как часть реальной жизни. Поэтому, как мне кажется, и произошел разрыв между отношением автора и излагаемым событиям и восприятием  истории читателем. Большая часть негативных рецензий на «Историю» и связана именно с этим: нежизненностью, отвлеченностью этой истории от реалий, нелогичностью поступков героев. Если бы не самоуверенность автора, эта «театральная» проблема легко устранилась бы любым классическим приемом. Например,  Д. Тартт могла разбавить серьезность иронией, или намекнуть о том, что она просто играет с читателем в игру: игру с текстом и сюжетом, предлагает поиграть в «историю» , читать и получать удовольствие от литературных пассажей и текста. Если бы Д. Тартт, как Энтони Шаффер в своем «Сыщике» («Игра на вылет»), обозначила бы правила игры в «игру», получился бы не менее удачный триллер-детектив. Но, как мне кажется,  Д. Тартт  все это не волновало. Она сосредоточилась на другой игре, игре со словами и текстом, упражнением в изящной словесности. При всем мастерстве и профессионализме автора в конструировании текста, провалы в сюжетной линии и проработке персонажей, оставляют меня в недоумении. Есть история, но очень «мутная» история. Есть текст - очень хороший текст, но ради самого текста. Есть талантливая и хорошо выполненная работа по написанию текста, созданию красивой твердой обложки и заполнению этой обложки шестьюстами страницами качественного, профессионального, легко читаемого печатного контента.


Комментарии


Читала эту книгу в прошлом году. Быстро прочитала. С этим прямо соглашусь!!!

Все очень хорошо с текстом: он правилен, красив, эстетичен, интеллектуален, легко читается. Умело использованы элементы греческой и римской мифологии, философии, цитаты из классиков античной и английской литературы.

Может быть она так её создала специально. Главный герой её писал спустя время. И где-то выбивался. А где-то уже и не помнил, что происходило. 

 При всем мастерстве и профессионализме автора в конструировании текста, провалы в сюжетной линии и проработке персонажей, оставляют меня в недоумении. Есть история, но очень «мутная» история.

Я когда её читала, мне вообще представлялось, что главный герой такой идеальный. А подруга из книжного клуба, считала, что это он был убийцей Банни.


Я читал давно лет 10 или 15 назад, забыл совсем. Тогда она меня не впечатлила. Вспомнил после "Дев", там в рецензиях , очень много упоминаний Д. Тартт. Решил освежить память, прочел.  Рецензию писать не хотел. Но уж слишком много Д. Тартт на ЛайвЛибе, решил отметиться, поделиться впечатлениями "по горячим следам"- сразу по прочтении. Еще бы день другой и уже бы остыл.


Это же классно, что у всех своё мнение!) И здорово, что есть такая платформа, как ЛайвЛиб. Где можно им поделиться.


"Может быть она так её создала специально. Главный герой её писал спустя время. И где-то выбивался. А где-то уже и не помнил, что происходило. " Конечно , что он там мог ясно помнить если бухал и кушал спиды и транки, это тоже как то намутила  Д.Тартт. Уж не знаю как у нее со спиртным, но при том количестве вискаря, пива, вина, что они там пили, слишком стойкие и выносливые оказались ребята. Я вообще не представляю как после стакана виски можно учиться, работать, разумно мыслить. С этим у Донны перебор. А в какое время как вы считаете развивалась "История"?


С этим полностью согласна. Было очень странно, что это никто не замечал из преподавателей.



У них нет мобильников, интернета. Печатают на машинка. Скорее всего конец 80х. начало 90х


И так и не так. Там есть оплата самолетных билетов по кредитке, те есть цифровые расчеты. Как-бы век цифры. Тогда должны быть и банкоматы, электронные кассы и т.п. Если учесть, что Тартт  просто этот момент случайно прохлопала то  даже и для начала  70ых там как-то по времени не дотягивает. Нет калькуляторов, электронных часов, в учебных заведениях нет копьютеров с магнитными катушками и перфортными картами, нет кассетных магнитофонов, хотя в СССР все это было в 60-70ых, в США тоже, а в 60ых вовсю использовались электрические печатные машинки и много чего еще в повседневном быту. Получается, что если отбросить те самые билеты и кредитки, то там 50ые годы или раньше.


Вот, что мне девочки накидали из книжного клуба. Почему это 80 г.

Он читает буклет: Хэмпден-колледж, Хэмпден, штат Вермонт. Основан в 1895 году (одно это вызывало удивление – в Плано я не знал ни одного учреждения, основанного ранее 1962 года).

Никому из них не было абсолютно никакого дела до того, что происходит в мире; их невежество в области современной жизни и истории последних десятилетий поражало. Однажды за ужином Генри чуть не потерял дар речи, услышав от меня, что люди побывали на Луне.

Первый человек побывал на Луне в 69ом, это уже точно не 50-60.

Калькуляторы им не нужны, потому что нет ситуаций, чтобы использовать калькулятор. Электронные часы никто из них не стал бы носить, кроме Банни, но Банни из среднего класса, а там не носят электронных часов. Магнитофоны точно есть, тк есть стихийные вечеринки. Не на цимбалах же там играют

Плюс там девица в корсете от Готье. Готье - это никак не раньше начала, а лучше середины 80-х

А еще они смотрели в кинотеатре фильм "Тридцать девять ступеней". Он 78 года


Согласен , девочки молодцы. И стыкуется по времени с кредитками. Вот тебе и история в истории - целый детектив!


Да, девчонки в книжном клубе - огонь! Учат обращать внимания на нюансы)


И на мелкие детали.


Там упоминается фильм "Миссия невыполнима", который вышел в 96 году, первая часть этой серии фильмов. Так что думаю, там события идут в 96 году как раз таки

Роман написан в 1991г,издан в 1992г. Думаю что события происходят в 1980 г, как вычислили чуть выше девочки- огонь!Екатерина, Вы очень внимательный читатель,и возможно там и упоминается "Миссия не выполнима", но это такое устойчивое и популярное словосочетание в  США, часто используется, выходил в 1960 -1970 сериал с таким названием,есть несколько музыкальных композиций,и даже пара альбомов рок-групп с таким названием, возможно имелся в виду сериал?.Я уже забыл и Донну  ее историю  и не помню деталей.

,



Этот роман оказался единственным, который мне у Донны Тартт понравился. Для меня в нём было всё необычно. И слишком много алкоголя и наркотиков, да. Это напрягало, но и объясняло поступки. В "Щегле" алкоголя было ещё больше и непонятно зачем. В третьем романе - не знаю, не осилила. Сильно поразило, что Тартт каждый роман пишет по 10 лет. Мне показалось, что "Тайная история"- это лучшее у Тартт.  Остальные книги я восприняла как скучнейшее и даже неприятное графоманство. А вот "Тайная история" для меня это роман о самонадеянности молодёжи и о том, что бывает, если взрослые равнодушно бросают их на произвол судьбы.

После прочтения давно "Тайной истории", я вообще-то и не собирался возвращаться к ее творчеству. Перечитал скорее из любопытства, прошло много времени и много об этом романе пишут. В комментарии упоминал, что "История" меня не впечатлила.  Но рад, что Вам понравилось. Читается книга легко. Но все-же это беллетристика, не серьезная литература. Больше ничего читать у этого автора не планировал. Если только "Щегла", да и то в качестве факультатива, так между делом. Но теперь, после Вашего комментария, наверное , и "Щегла" отложу в долгий ящик.