Больше рецензий

8 марта 2024 г. 17:41

201

4.5 Неожиданно, больно, прекрасно!

Да уж, частенько в последнее время у меня так выходит, что я получаю от книги нечто совершенно другое, чем я ожидаю изначально. Вот так же и в этот раз. Я почему-то думал, что меня ждет легенькая такая подростковая сказка, а тут ... такое! Нет, я не скажу, что это был неприятный для меня сюрприз, скорее наоборот: Это было великолепно! Да, здесь есть антураж эдакой подростковой приключенческой сказочки: У нас есть мальчик, который уже буквально на второй странице попадает из привычного нам мира на некую далекую планету (по крайней мере, так ему кажется) и там он находит архипелаг из сорока островов связанных мостами. Оказывается, помимо него там оказались еще многие другие подростки со всего земного шара и то, что там происходит, они называют "Игрой". Игра эта довольно жестокая, но только победа сулит возвращение на землю. Вот, приблизительно такая у нас здесь завязка. Возникает целый рой интригующих тайн и загадок: Кто руководит этой игрой и зачем? Почему именно такие правила? То есть, повторюсь, поначалу все выглядит как легкая приключенческая сказка. Вот только, очень скоро мы понимаем, что это всего лишь фасад, маска, за которой скрывается произведение очень серьезное и тяжелое, пропитанное, словно губка, болью того времени, в котором оно было написано, а эта повесть практически моя ровесница и писалась она на рубеже 80-х и 90-х годов. И конечно, многие острые социальные вопросы того времени откликаются здесь. Начиная с середины, история набирает темп и буквально каждая новая глава приносит нашим героям новые резкие повороты, новую кровь и новые крушения надежд (На! Получи! Получи!), при этом, про себя, шепотом, спрашивая: А как же, как же жить так, чтобы всего этого не было?

Концовка вполне достойная, она отлично закрывает все загадки и вопросы. Очень здорово прописано, какую роль, на самом деле, играют организаторы всей этой "игры". Появляется совершенно новое понимание, как этих организаторов, так и самой игры и ее правил. Ведь у Лукьяненко все фантастические элементы - всего лишь отображение реальности, у него не бывает фантастики ради фантастики. Не оттого ли его миры нам всегда кажутся какими-то смутно знакомыми, домашними, даже если в них творится полная жесть?

Итак, есть ли к чему придраться? Наверное даже и нет. Слог автора прекрасен, красивее даже, чем в современных его работах. Он пишет очень эмоционально, чувствуется, что история его "распирает". Все размышления, случайно всплывающие по ходу дела, он дарит нам в виде мыслей главного героя, который даже в самый разгар событий любит остановиться на миг и подумать о том о сем, провести какие-то параллели ... и это в итоге читается здорово. Автор при этом немного увлекается "цитатными фразочками" типа (не дословно)

Ложь всегда должна быть красива, лишь только правда может позволить себе роскошь, быть уродливой.

... и т.п. но они при этом всегда уместны, не висят в воздухе и смотрятся даже очень мило.
Возможно, стоило получше прописать героев. Они не то чтобы плоские, но все же немного сливаются, просто в силу их большого количества и сравнительно небольшого объема самой повести.

Текст мне чем-то напомнил "Бегущего в Лабиринте" (написанного на 20 лет позже). Здесь отчасти схожая задумка, но куда более глубокая и с куда более динамичным сюжетом. Также можно увидеть некоторые отсылки к Повелителю Мух (эпизод с очками, например).

В итоге: Здорово, но советовать я бы это стал скорее взрослым, чем подросткам или (тем более) детям.