Больше рецензий

7 марта 2024 г. 17:19

401

4 Остаться бесстрастным невозможно

Наверное, нет человека, который не слышал или не знал хотя бы что-нибудь о Щегле. В 2014 году книга Донны Тартт выиграла Пулитцеровскую премию и с тех пор не перестаёт пользоваться популярностью у людей по всему миру.

Обычно такая известность книг меня отталкивает, поэтому до Щегла я добрался только сейчас. Сделать меня это побудили полярные отзывы (из моего окружения многим книга не понравилась) и любопытный сюжет. В его центре тринадцатилетний мальчик Тео, который пережил взрыв в художественной галерее и получил от умирающего старика картину Карела Фабрициуса. Именно она станет его проклятьем и счастьем, путеводной звездой по жизни.

К написанному я сначала отнёсся с подозрением: мне совсем не близка тема алкогольных попоек, наркотиков и всего, что с этим связано. Некоторые части мне казались затянутыми и даже утомляющими, но всегда находилось нечто, что заставляло взбодриться. В какой-то момент я посмотрел на книгу под другим углом и для меня всё встало на свои места.

Судьба у Тео незавидная от слова совсем. Из раза в раз она подбрасывает ему что-то такое, чего не пожелаешь никому. Но каждая чёрная полоса когда-то заканчивается, и наступает, если не белая полоса, то просто относительно спокойное время. Именно через такие моменты Тартт мастерски двигает сюжет, подсаживая на "эмоциональные качели". Они заставляют и за главного героя переживать, и просто по-разному относиться к другим персонажам книги. Оставаться бесстрастным в данном случае просто невозможно.

Во мне роман нашёл большой отклик. Заметил, что мысленно я периодически обращаюсь к нему, воспроизвожу отрывки из сюжета, вспоминаю прожитые в момент чтения эмоции. Такой неосознанный возврат к книге, пожалуй, говорит о силе произведения сам за себя.

Мам, выключи свет!