Больше рецензий

6 марта 2024 г. 15:21

162

4 Красота никому не принадлежит

История про молодого буддийского монаха Мидзогути, который ищет свой идеал и ответ на вопрос, что же такое Прекрасное.

Автор вдохновлялся реальным случаем: 2 июля 1950 года 21-летний монах-ученик Хаяси Дзёкан совершил поджог

Золотого храма, пытаясь покончить жизнь самоубийством. 

С этой книгой у меня выстроились странные отношения: первая половина шла тяжело, я внутренне ей сопротивлялась, не хотела понимать персонажей и быть «запятнанной» их мыслями, но когда я открыла свое сердце, оставшаяся часть незаметно оказалась прочитанной.

ЗХ не похож на предыдущий мой опыт знакомства с японской литературой - там я всегда могла ассоциировать себя с персонажем, понимать его мироощущение, но не здесь. 

Мидзогути - заика, он чувствует себя особенным в этом мире, недоступным для понимания других. Все его рассуждения странны, наслаиваются друг на друга, иногда противореча. Его внутренний мир покрыт тьмой, которая с каждым днем все больше распространяется. Персонаж, как и его приятель Касиваги, вызывает лишь жалость и желание никогда больше не встречаться с ним. 

В этом, наверно, и заключается плюс произведения - оно дает прикоснуться к абсолютно иным восприятием этого мира. 

Главный герой одержим Золотым храмом , о котором постоянно слышал с самого детства. Он стремится быть рядом с ним, понять его и сделать так, чтобы храм принял его. 

Автор много размышляет о том, что есть Красота - деяние или сознание? Может ли быть нечто прекрасное уничтожено или оно останется в вечности? Почему человек так отчаянно придает Красоте силу? И почему он часто уничтожает то, что любит? 

Единственным светом в этом мире тьмы был Цурукава. Именно он помогал главному герою быть лучше. Однако в конце Мисима смог и здесь растоптать мои чувства.

Мидзогути не хотел быть понятым, и ему это удалось. У меня осталось ощущение, что далеко не все его мысли я смогла пропустить через себя и осознать. Возможно, для этого нужно просто быть безумцем. 

Произведение наполнено притчами, аллегориями, необычными метафорами. Стилистика повествования очень красива, что в целом отличает японских авторов от других. 

Я крайне не рекомендую брать это произведение тем, кто никогда не читал японскую литературу. Мисима заочно покорил меня своей сложной и многогранной личностью, поэтому я буду продолжать знакомство со всем его творчеством.