Больше рецензий

5 марта 2024 г. 17:27

106

2.5 Спойлер “Тереза Ракен” Эмиль Золя; или Макбет с Раскольниковым во Франции.

Знакомство с Эмилем прошло из рук вон плохо. Конечно, мне бы хотелось, чтобы все писатели-французы мне нравились наравне с Сартром, но, увы, Золя стал неприятным исключением. Естественно, я беру в расчет, что это одно из первых произведений писателя и даже не буду брать во внимание бесчисленные ошибки переводчиков, редакторов и корректоров текста. Однако, исходя из предисловия, в котором Эмиль Золя хочет, чтобы психологи оценили научный вклад писателя, психологизм и тему «темперамента» я буду судить весьма строго. 


Сюжет довольно примитивен: Тереза Ракен, племянница Г-жи Ракен, была отдана своим же отцом на попечение тёти. Отношение Г-жи Ракен к своему сыну Камиллу весьма патологическое: спасая сыночка десять раз от смерти, она практически лишила сына сепарации (первичной и уж тем более вторичной), поэтому Камилл, по итогу, всю свою жизнь провел в тени маминой юбки. Терезе повезло чуть больше: она лишь лежала с больным мальчиком всё детство в Верноне в одной постели; пила лекарства своего брата по приказу Г-жи Ракен, будучи совершенно здоровой, в последствии чего девочку едва держали ноги. В результате, не удивительно, что, повзрослев, она превратилась в безэмоциональное существо, смотрящее всё время в одну точку. 

Некоторое время спустя, когда дети подросли, Г-жа Ракен настояла на женитьбе сына с Терезой (звоночек!), но, судя по тексту, сексуальной связи у них не было, поскольку Терезе был противен Камилл во всех отношениях. После свадьбы, сыночек бунтует (вырос он, как и следовало ожидать исходя из такого детства, дебилом инфантильным эгоистом) и хочет переехать в Париж, работать чиновником. Г-жа Ракен соглашается и находит лавчонку, на втором этаже которой были хозяйские комнаты, в пассаже Пон-Нёф.

В Париже, спустя некоторое время, Камилл встречает своего друга и соседа из Вернона Лорана. Приглашает его в дом, где Лоран и Тереза встречаются и влюбляются (или почти). Вскоре любовники уже имеют бурную сексуальную жизнь и понимают, что им мешает Камилл - законный муж Терезы. Поэтому идут на убийство, а после мучаются, утопая в чувстве вины, в духе Макбета и Раскольникова (видимо, Эмиль ими очень сильно «вдохновлялся», не скрывая этого). В конце романа, снова Шекспировский сюжет в стиле Ромео и Джульетты. В общем, совершенно банально, из-за чего я и избегаю любовных романов. 


Почему мне не понравилось?


Честно признаюсь, мне не понравился почти весь роман, за исключением двух эпизодов: первый происходил, когда Лоран захаживал в морг в поисках трупа Камилла. Эти моменты были весьма напряженные и противные. Второй эпизод был, когда происходил пик агонии чувства вины Терезы и Лорана: жестокие ссоры, крик, ругань, побои. Это настолько было хорошо написано, поэтому я почувствовал, что нахожусь среди них и наблюдаю за этим воочию. Потому психологизм присутствует, и лишь поэтому я не говорю, что его нет. Однако это не тот, про который мне твердил Золя в своём предисловии. Он показался мне просто случайным.

Эмиль Золя говорил, что исследует различие двух натур, двух темпераментов, однако я увидел один и тот неверный. Терезу он описывает как нервную и неудовлетворённую натуру (не удивительно, писал же мужчина), однако такого темперамента, увы, не существует; однако существует меланхолик, под характеристику которого подходит Тереза. Лорана, пылкого и неугомонного бабника, он назвал сангвиником, но исходя из его поведения, он скорее холерик. Страсть между Терезой и Лораном была лишь потому, что была завязана на страхе, что их раскроет либо Г-жа Ракен, либо Камилл (а не потому, что, Золя «раскрыл их животную натуру» как он писал в предисловии), как позже правильно определит Золя, но, увы, это его первый и единственный верный ответ на поставленный вопрос. Убийство Камилла произошло лишь из-за эгоистических планов Лорана на состояние Г-жи Ракен и бездействии Терезы. Очень, очень много было моментов, шедшие подряд, когда описывались страхи, что раскроют Лорана и Терезу в убийстве Камилла, и соответствующие галлюцинации об утопленнике (Лоран утопил Камилла в Сене). Мне не было мрачно или страшно от этого, я сидел c facepalm и думал: «окей, я понял, можно дальше пойдём?». Да и конец романа меня особо не впечатлил: шекспировский сюжет – это лишь простой и быстрый инструмент, которым можно закончить повествование. 

Про слог мне даже говорить не хочется: за исключением ошибок переводчика и редактора, видеть в одном абзаце рядом: «Он повернулся туда-то…Она направилась туда-то...» неразбавленное чем-то другим, то это скорее похоже на сочинение пятиклассника, уж извините. 


Это было не знакомство, а сплошное французское фиаско; книга сразу идёт на анхол, в ближайшее время с автором знакомится далее я не собираюсь и прощаюсь с Золя, оставляя оценку в 2.5/5 на лайфлибе.