Больше рецензий

2 марта 2024 г. 13:00

285

5

Спасибо школе, классика у нас ассоциируется с чем-то невероятно унылым, морализаторским, неактуальным, увешанным синими занавесками и ружьями на стенах. К чему это приводит? К тому, что люди упускают возможность прочитать прекрасные истории, а если и читают, зачастую пытаются найти там, "чему учит эта книга". А она может (и даже скорей всего) ничему и не учить, а просто быть. Вот как "Милый друг".

О чем же роман?

Представьте себе мужчину. Пока просто абстрактного и в вакууме.

Пусть мужчина будет молод, строен, ладен и чертовски хорош собой. Дорисуйте ему светлые глаза, золотистые кудри и роскошные завитые усы.

Оденем мужчину в поношенный сюртук: он беден, ему приходится выбирать, съесть бутерброд утром или выпить пива вечером, на то и другое денег не хватит.

Переместим его в Париж конца 19 века. Поселим в каморку под крышей доходного дома, поставим на должность мелкого клерка без хоть каких-то перспектив.

Дадим мужчине имя - Жорж Дюруа.

Кто он и откуда? Бывший солдат, служил в Алжире, привык к беззаконию и очень любил, скажем так, злоупотреблять полномочиями, благо, были все возможности. Хочешь грабить? Вперед. Убивать местных? За милую душу. В Париж приехал за богатством, головокружительной карьерой и в ожидании, что мироздание осыплет сына своего любимого всеми благами. Как мы понимаем, не осыпало.

Вот мы и получили главного героя: обаятельного, амбициозного красавца, не отягощенного моральными ценностями и особыми талантами.

Что же будет с Дюруа дальше? Какой дорогой он пойдет?

Как человек практичный и знающий, какие карты ему раздала судьба, он не будет прыгать выше головы и пытаться строить из себя человека делового и серьезного. Путь наверх возможен не только и не столько через тяжелый труд, но и через знакомства, связи и умение манипулировать людьми. В случае Жоржа - женщинами, вхожими в полезные ему круги.

Что-то такое пытался топорно и прямолинейно исполнить Грифитс из "Американской трагедии", но Драйзер писал именно что масштабное драматическое полотно социальной направленности, а Мопассан - лукавый, витальный роман без назиданий.

Вы узнаете сами, улыбнется ли герою удача, я не хочу спойлерить. Скажу лишь, что наблюдать за ним было по-настоящему интересно: одновременно хотелось пожелать ему и успеха, и краха, он возмущал и восхищал, этот живой, округлый, обаятельный персонаж.

Самая сильная, как по мне, часть романа - реакция окружающих, почтенных и добропорядочных людей, на это олицетворение задорной и симпатичной беспринципности. Людей, у которых в голове не укладывается, что вот так - тоже бывает. Очень, знаете, жизненно: я тоже в подобное вляпывалась и долго не могла понять, как же так, что меня столь легко и изящно обвели вокруг пальца.

Книга вышла отменная и прелюбопытная: тут вам и срез общества, и нотки плутовского романа, и прелестный слог, и трогательная любовь автора к деталям. А главное, ни синих занавесок, ни ружей, ни чтения нотаций тут не будет. С "Милого друга" можно смело начинать яркое и полное чудес путешествие по классической литературе.

Второй раз читаю - второй раз очаровываюсь. Ай, хорошо!

Пишу о книгах и кино на канале "Пиксели и перо"