Больше рецензий

27 февраля 2024 г. 16:39

192

3 И понравилось, и не очень

Вот вроде всё хорошо: и мифы относительно упорядочены хронологически, и написано неким художественным осмыслением-пересказом, да и с юморком, но... не мой фасон. Да, боги были распутны, эгоистичны и чудовищны в своих поступках, но настолько опохабить и выставить тех в извращенном ключе - не по мне. Задумка интересна - автор пытался влезть в головы божествам и хоть как-то объяснял их мотивы или выражал те/иные мысли, что двигало Богов на чудеса. Но лично мне показались немного смехотворными данные действия, ведь Богам не нужны причины для своих деяний. Возможно, автор пытался упростить нам понимание мифов, но тогда у меня складывается впечатление, что Фрай считает меня глупой.
Абсолютно каждый миф отождествляется с современностью. Например - вот лавр, символ Аполлона - "и с тех пор появились "лавровый венок" и слово "лауреат"". Или Титон, ставший кузнечиком в старости - "и до сих пор его стрекот слышно в ночи". Или Гермафродит "это было существо порождённое от Гермеса и Афродиты, и по сей день занесено в труды медицины..." Именно на этом мифе товарищ Фрай меня подбил на мысли "Тьфу ты, да просто, греки однажды были в древнем Таиланде. Увидели нечто разнящееся с законами природы и сочинили красивую байку! Ведь как-то надо же существование данного субъекта оправдать! Валим на Богов!"

Вообще я некоторые мифы отдельно почитала (Сизифе; Фаэтоне; Прометее) и заметила, что автор объединяет в один миф разные источники (даже по датам). Например: Сизиф по легенде изнасиловал Тиро, а не взял в жены (ну ладно, может у меня неточный источник информации); или что отцом Фаэтона был Гелиос, а не Аполлон (но опять же, в мифе сказано что Гелиоса в какой-то момент стали отождествлять с Аполлоном и, номинально, их позднее считали как одно и то же божество). Самая главная нестыковка - это Прометей. Фрай ссылается на трактовку мифа от Гесиода (Афина вложила в людей дыхание) и Проперция (лепка из глины, смешанная с водой и землей). Но они жили в разное время - один в 6, другой в 8 веках до н.э. Вопрос: а зачем две разных версии объединять в одну?

Очень сильно напрягала манера автора практически в каждом мифе напоминать читателю о чем-либо, в стиле "как вы помните..." или "а мы помним, что тряпка с семенем Гефеста...", даже "ну вы поняли, кого я имею ввиду?". Особенно, когда книгу читаешь не отрываясь и залпом - это очень бросается в глаза и вызывает отнюдь не радостные чувства.

Итог: в целом неплохой пересказ. Естественно, все мы читали древнегреческие мифы еще в школе (кто-то раньше) и было очень интересно! И я рада, что снова окунулась в тот мир, эту волшебную сказку, которую преподнес Стивен Фрай. Читать однозначно ради ностальгии и позитивных эмоций строго с пометкой 18+)