Больше рецензий

27 февраля 2024 г. 11:05

175

4 Плотно

Дочитал книжку Сюзанны Кларк "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл".

Читал долго. Потому что вот есть книжки лёгкие, как семечки. Щёлкаешь без остановки, покуда не закончатся. Встаёшь, отряхиваешься, и дальше идёшь. Можешь и на ходу щёлкать.

А есть такие монументальные и неспешные книги, которые почитать это не шутки шутить, это головой работать надо. С устатку и не сядешь за них. Потому что если нет сил напрячь мозг и усваивать долгие протяжные описания, то взгляд будет скользить по поверхности, а мыслями ты будешь размышлять о том, как надо было в детстве на ту подколку от друга ответить, и что надо будет завтра в магазине купить...А? Что? Как уже страница закончилась? А про что на ней рассказывалось? Не помню.

В лёгкой книжке предложения короткие. Тезисы чёткие.

"Я выхватил топор и ловким финтом отрубил монстру клешню".

Быстро, не задумываясь. Одним росчерком карандаша тебе набрасывают самое главное, и готово. Там враги, туда воюем. Столько -то врагов убиваем на каждые тысячу слов книги.

А тут берём кисточки, и долго, степенно, не торопясь рисуем картину. Чтобы полутона, чтобы переходы, чтобы атмосфера.

Если не замедлить восприятие, то книга может показаться скучной.

- Ну давай уже быстрее! Я не понимаю, чего ты так долго вырисовываешь! Чего сказать-то хотела?

Говорят, Кларк сочиняла эту книгу десять лет.

Не сравнить с монстрами на автор.тудэй, рожающими по книге каждые пару месяцев, да?

Итак. По форме - мне понравилось. Вот такое медленное и атмосферное.

Знаете, а ведь и "Властелин Колец" был медленным и атмосферным. Я когда его первый раз читать начал - заглох, не интересно было. Зато со второго подхода очень так хорошо вчитался и прям получил удовольствие.

С этой книгой прямо вот так же не получилось. Я долго читал и вникал. Рассматривал атмосферу, персонажей, мир.

А потом книга закончилась, и я остался с недоумением на руках - к чему всё это было?

В книге некоторое количество главных персонажей, и они практически не пересекаются. В итоге ты не понимаешь, о ком именно была эта книга.

Финальная сцена нам как бы говорит, что это история о любви, про то, как рыцарь спас свою возлюбленную. Да вот только проблема в том, что их линия вообще не прописывалась. И проблемы у дамы возникли сами по себе. А спасение пришло благодаря действиям другого персонажа.

Немного подумав, я понял, в чём главная проблема. Автор постоянно избегает говорить и показывать напрямую, когда что-то происходит. Это всегда лишь намёки, а потом перенос камеры в другую локацию, и вот мы видим последствия того волшебного волшебства, которое случилось, когда мы ушли.

Это интересно поначалу. Когда только начинается всё. Добавляет мистики. Ух, как таинственно.

Но вот книга идёт, а сюжет всё не связывается и не связывается.

Есть целый отдельный кусок, когда Стрэндж поехал на войну колдовать. Этот довольно большой кусок ничего не даёт для общего сюжета. И очень сомнителен в смысле развития персонажа. Он буквально нужен для того, чтобы потом в разговоре было упомянуто "Но на войне он весьма сильно помог нашим войскам". Если заменить всё одним абзацем, то мы выиграем по тексту, и ничего не потеряем по наполнению. А высвободившиеся объёмы можно было бы пустить на что-то сюжетное.

Жизнь она так устроена, что у нас повествование идёт бесконтрольно и смазано. Это для фильма или книги нужно выкинуть незначительные события. Выстроить всё сообразно трёхактной структуре: чтобы завязка - конфликт - развязка.

Если это история того, как я в школе учился, то логично вначале рассказать, как я в первый класс пошёл, а в последней главе ярко расписать выпускной. В жизни моей реальной всё не так было. Школа была фоном. Куча более ярких событий случилась в эти годы. И выпускной ничего не закончил. Жизнь как шла, так и шла дальше. Но в книге должна быть некая условная логическая законченность истории. Убийца раскрыт и пойман. Влюблённые обнялись и поцеловались. Кольцо сброшено в вулкан и уничтожено.

В "ДСиМН" ты не понимаешь к чему всё идёт. И откуда всё идёт. И какими путями всё идёт ты тоже не вдупляешь. Персонажи слоняются по локациям. Что-то делают. Случайно заходят и выходят прочь.

Вот, вроде бы злодей...но как же главные герои с ним столкнутся? А, внезапно, никак.

Ещё такой минус - ты не запоминаешь, что там были за пророческие слова сказаны в проброс 300 страниц назад. А они, внезапно, имеют смысл.

Вот прямо в самом начале уличный бродяга высказывает предсказание о том, что будет, что случится. Так я только когда в википедии краткое содержание посмотрел, увидел, что там всё ловко связано. Просто связано через очень большие промежутки, так что обычный читатель и забывает все эти тонкие намеки.

Про магию. Она интересная. Она сказочная. Выходящая за рамки логики, но при этом такая интересная, что не хочется прикапываться. Вот к магии в "Гарри Поттере" очень сильно хочется прикапываться, потому что там дурь и глупь, а не магия. Тут же - сказочная сказка. Мне не интересен принцип аэродинамики летящего над горами и долами конька-горбунка. И не интересно детальное описание физиологического воздействия живой воды на труп, которому отсекли голову трое суток назад.

И вот здесь. Как все книги в библиотеке превратились в воронов - я бы посмотрел, и плевать, что не логично.

Мне даже как-то обидно, что в книге наоборот, магии недостаточно в кадре.

Магия постоянно вот-вот случится. Но всё как-то за кадром в основном происходит. Всё случайность. Всё не преднамеренно. Набросанные персонажи в своих случайных похождениях случайно задевают друг друга рукавами, и во все стороны разлетаются вороны.

А в конце, из-за того, что завязка не особо так случилась, и конфликт слабо накручен был, - логично и развязка не потрясает совершенно.

Я знаю, что есть сериал по книге. И вот то, что в книге описано как не особо захватывающая магия, она может весьма красиво выглядеть на экране. Потому что красота в тексте и на экране это две очень разные красоты, требующие очень разного подхода.

Собираюсь поглядеть и сравнить, насколько справились. Удалось ли им полноценно перенести всю ту кучу страниц на экран. Или порезали нещадно?

А может и того хуже - сняли один сезон по половине книги, и остальное на потом оставили? Будем посмотреть.