Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

16 февраля 2024 г. 07:04

783

4.5

Есть женщины, Филипп, возможно, вполне достойные, хорошие женщины, которые не по своей вине приносят беду. Чего бы они ни коснулись, все оборачивается трагедией.

Эта книга напомнила мне "Поворот винта" - как и там, здесь читатель тоже обречен на сомнения в попытке правильно понять произошедшее, а Дю Морье, как и Джеймс в свое время, как будто специально создала историю, которая исключает возможность однозначной трактовки.
Главный вопрос романа вбрасывается в первой же главе: преступница заглавная кузина Рейчел или нет, сгубила ли она главных героев или всё-таки им что-то такое просто показалось?
Лично я склоняюсь ко второму, но буду рада обсудить в комментариях вашу версию.

Всё повествование ведется от лица 24-летнего Филиппа Эшли, и это сразу ограничивает диапазон восприятия - в силу самих особенностей персонажа.
С 7 лет Филиппа воспитывал его двоюродный брат Эмброз, который был на 20 лет старше него. Будучи закоренелым бобылем, Эмброз передал свои радикальные холостяцкие взгляды кузену, приправив их изрядной долей женоненавистничества. В их дом женщины не допускаются даже в качестве прислуги, а редкие визиты живущих поблизости дам оцениваются как утомительная повинность. Время тут проводят хоть и по-дворянски насыщенно (поля, посевы, арендаторы, охота, церковь и традиционные обеды по воскресеньям), но довольно уныло и мужиковато - коптят стены раскуриванием трубок, закидывают ноги в грязных сапогах на дорогую, но потрепанную мебель и без конца рассуждают о том, как замечательна жизнь, когда рядом нет болтливых женщин.

Но стоит Эмброзу по состоянию здоровья отправиться на зиму в Италию, как мир Филиппа начинает разваливаться на куски.
Из Флоренции заменивший отца и ставший центром мироздания кузен вдруг начинает слать восторженные письма о женщине по имени Рейчел, а потом и вовсе заявляет о состоявшейся женитьбе. Спустя несколько месяцев тон посланий меняется - теперь встревоженный собственным плохим самочувствием Эмброз подозревает супругу чуть ли не в отравлении. Зловещие письма гонят Филиппа в Италию, однако там он застает уже лишь могилу и известие об отъезде хозяйки.
Совсем скоро "кузина Рейчел" объявится в Англии, и Филиппу предстоит на своей шкуре испытать её чары и (или) козни.
И пусть она совсем не такая, какой он её себе представлял, а нам всем очень интересно наблюдать, как этот потерявший голову от абсолютной новизны женственности и отчетливо дуболомный мальчишка становится легкой добычей той, кто не прочь воспользоваться ситуацией, главный вопрос остается тем же - кто она, аферистка или жертва неудачно сложившихся обстоятельств?

И тут как раз начинается то, что для меня вывело этот роман на гораздо более высокую оценку, чем было бы, останься книга просто прямолинейной попыткой склепать очередной псевдовикторианский триллер о коварных женщинах.
Проблема в том, что мы видим Рейчел только глазами Филиппа, а ему, как мы помним, изначально трудно воспринимать женщин как реальных людей. Несмотря на витающий в воздухе флер опасности, Рейчел явно умная и очень забавная, что прекрасно проявляется в диалогах. Её любят слуги, она нравится арендаторам и почти всему местному обществу (за исключением тех, кто относится к ней с подозрением). Её прошлая жизнь, очевидно, была непростой, она точно пережила жестокое обращение. Она однозначно готова жить не по средствам и с легкостью спустит состояние-другое.
Но делает ли это её убийцей?

Абсолютно все персонажи романа выглядят восхитительно ненадежными рассказчиками, поскольку все они действуют исходя из собственных предубеждений.
Филипп поочередно заигрывает с разными версиями Рейчел, зацикливаясь на каждой и фанатично придерживаясь её, пока внезапно не передумает.
Его соседи и друзья имеют собственные интересы, а потому не беспристрастны.
У Эмброза отец умер от опухоли мозга, да и самому ему вроде как поставили схожий диагноз после смерти.
Рейчел могла бы, пожалуй, рассказать многое, но ни читатель, ни Филипп никогда не узнают, говорит ли она правду - хотя бы в тех мелочах, которые у неё иногда проскальзывают.

Терзание от подобных сомнений усугубляется намеренно медлительным повествованием.
В романе масса длинных фрагментов, в которых почти ничего не происходит, но такая обыденность жизни работает на поддержание нужного темпа и создание контраста между готическими и пасторальными сценами и настроениями.
Дю Морье выбирает превосходный ритм. Она смешивает потрясающе честные интонации с легким юмором, и это поневоле делает читателя соучастником.
Рейчел опасна? Возможно. Но как же, черт возьми, приятно ждать, когда она наконец захомутает беднягу Филиппа.
Рейчел прекрасна? Вполне вероятно. Эта женщина благодаря своей легкости и чувству юмора выглядит гораздо более сложным персонажем, чем могла бы в такой ситуации.
Неважно, любите вы её или ненавидите, забыть Рейчел невозможно.

Что до "правильной" трактовки, то для меня всё объясняется характерной для готики темой двойников и оценкой банальной выгоды.

спойлер
Почти одинаковые, даже внешне, если не считать разницы в возрасте, Эмброз и Филипп влюбляются в одну и ту же женщину и почти приходят к одному и тому же концу. Их жизни параллельны, а это значит, что Рейчел либо травила обоих, либо не трогала никого. В случае с Эмброзом смерть мужа была ей просто не выгодна по причине неподписанного завещания. В ситуации с Филиппом куда легче было бы довести дело до финала, чем 5 недель дежурить сиделкой у его постели, чтобы он потом снова таскался по принадлежащему ей поместью и язвил своим плохим настроением и очередными закидонами самообмана.
Важна и несколько раз всплывающая в мыслях Филиппа ассоциация с просящей милостыню нищенкой - Рейчел просто вынуждена полагаться на щедрость мужчин, имеющих над ней финансовую власть.
свернуть

"Моя кузина Рейчел" в любом случае впечатляет своей неоднозначностью.
Даже её жанр не поддается точной оценке.
Это вряд ли любовная история о бурном романе с вдовой двоюродного брата.
Но это также и не драма о навязчивой любви молодого человека к женщине постарше.
Пожалуй, это вообще не история любви.
Как и не триллер об отравлении чем бы то ни было кого бы то ни было.
Скорее это что-то остросоциальное, но завернутое в развлекательную обертку - о предрассудках и провоцируемых самообольщением заблуждениях, о женщинах и их восприятии обществом, а еще о непознаваемости одного человеческого существа другим.

Мы люди, и это наш недостаток.

Приятного вам шелеста страниц!