Больше рецензий
1 ноября 2019 г. 05:18
2K
4 (Не)однозначно
РецензияЯ вспоминаю все начало этой истории как ряд взлетов и падений, как легкое качание между верным и ошибочным.
Гувернантка приезжает в отдаленное английское поместье. Гувернантка в восторге от своих воспитанников - прелестных Майлса и Флоры, 9-ти и 6-ти лет соответственно. Она игнорирует зловещие знаки вроде полной отрешенности опекуна детей, исключения Майлса из школы и загадочной смерти своей предшественницы. Кругом одни вопросы и недомолвки. Гувернантка начинает видеть призраков и фатально движется к печальному финалу.
Что это было? Готическая история о привидениях, иносказательно-метафоричная повесть о всеобщем разврате или хроника одного отдельно взятого сумасшествия?
Я не знаю.
Впервые за мою читательскую историю у меня нет четкого ответа.
Вернее, он у меня есть, но лишь опосредованно относится к трактовке сюжета.
С учетом всего прочитанного мне показалось, что Джеймс целенаправленно и последовательно создавал историю, которая напрочь исключает возможность однозначного толкования.
Предложенного в тексте набора фактов явно недостаточно для вынесения справедливого приговора. Для каждой из предложенных интерпретаций можно найти примерно одинаковое количество подтверждений и опровержений.
Призраки настоящие? Возможно, ведь героиня никогда не видела этих людей, но точно их описала.
Писатель сублимировал собственные физиологические порывы и заигрывал с фрейдизмом? Безусловно, ибо вставляемые в дырочки палочки и прочее включаются в повествование вряд ли случайно.
Однако докопаться до истины тут просто невозможно, потому что сам автор намеренно отказывается от создания "верной" трактовки событий. Как читающий воспоминания гувернантки Дуглас в начале книги заявляет, что из рассказа нельзя "в буквальном смысле" узнать, в кого она была влюблена (хотя, казалось бы, нам на первых же страницах подсовывают очевидную кандидатуру нанимателя), так и из "Поворота винта" невозможно сделать достоверный вывод о том, что же в действительности произошло в усадьбе Блай между слугами, детьми и прочими участниками событий.
Авторский замысел тут в недосказанности. В интересничанье, в заигрывании с различными версиями, в построении многочисленных намеков и отсылок и в конечном итоге - в попытке создать нечто не поддающееся линейной и одномерной интерпретации.
Кто бы сейчас стал читать эту затянутую историю, не будь у нас потребности построить собственную версию?..
Нет, нет… там такие дебри, такие дебри! Чем больше я раздумываю, тем больше вижу, и чем больше вижу, тем больше боюсь. Но чего только я не вижу… чего только не боюсь!
Приятного вам шелеста страниц!
Комментарии
Я временами задумывалась, почему "Поворот винта" называется именно так, а тут как ударило: to have a loose screw это же значит "поехать крышей"! Я даже проверила, идиома появилась в начале 19 века. Все сошлось! :D
Я несколько раз перечитывала "Поворот винта", хотя он мне не очень нравится, но никак не отпускает.. Обычно я пытаюсь вспомнить, прямым ли текстом там написано, что гувернантка — истеричка. Лезу перечитывать, и все опять оказывается неоднозначно. Вероятно, смысл в том, что героиня, безусловно, была опасной для общества сумасшедшей, но это не отменяет возможности существования призраков.
Больше всего мне здесь нравятся, конечно, жуткие и стремные дети. Может быть, это даже первые настолько стремные дети в литературе, ставшие предвестниками современных Оменов и прочих Экзорцистов.
Как у тебя одновременно укладывается "была опасной для общества сумасшедшей" и "стремные дети", которые предвестники и всё такое?
У меня вот просто на части всё разваливается, потому что ни в одну общую концепцию весь этот ералаш не вписывается.
Долго склонялась к версии истерички, но ведь она после этого продолжала работать в приличных домах в том же статусе (у сестры Дугласа была гувернанткой). Без лечения, да еще с таким финальным инцидентом, это само собой пройти не смогло бы. Тогда как?
А еще меня сильно смутили в начале намеки на неравнодушие Дугласа к этой дамочке. Он отбрехался десятилетней разницей в возрасте. Именно такая была у неё с Майлсом. Совпадение или очередные намеки?
В том-то и дело, что одновременно не укладывается. Я несколько раз перечитывала специально с разных точек зрения, например, что гувернантка специально проецирует на детей свои тараканы в голове. Но пазл не складывается, дети там сами по себе странные. И наоборот, если читать это как чистую ghost story, кажется, что в книге практически ничего не происходит, девушка напридумывала себе. Странно, что автор сделал целью истории именно такой двойственный нарратив, зато сколько копий сломано теперь))
Пожалели бедняжку? Как они вообще замяли смерть Майлса, я ума не приложу. Неужели дяде было настолько наплевать? Или истеричность — это не порок и не помеха работе? Странно, странно.
Похоже, что намеки, и совсем не прозрачные. Насколько я помню, Дуглас намекал, что гувернантка была влюблена в Майлса. Но очевидно, что Дуглас с ней общался, когда ему было около 15-17 (т.е. ей около 25, отсюда и его слова о том, что он только и рад разнице в возрасте). А вот Майлсу было 10, и WTF тогда вообще. Мне не нравится популярная трактовка о том, что призраки — это подавленные сексуальные фантазии героини, но, видимо, так и задумывалось.
Если одновременно не укладывается, то я еще больше убедилась в собственной трактовке, что трактовки просто не существует :)
Кстати, я очень настороженно отношусь к экранизациям готической литературы, но вот The Innocents ("Невинные") 1961 года, по-моему, очень удачный фильм. Хоть и не без фрейдизма)
К дырочко-палочковым играм подходить без фрейдизма? Как можно? :)
Спасибо за наводку! Не видела, но посмотреть захотелось. (Как и спросить, заодно уж, что вы там сейчас из сериалов свежих посматриваете. А то в последнее время за что не возьмусь, всё странное такое, как "Нэнси Дрю" новая)
Я перешла на фикшн и нон-фикшн подкасты, и из-за этого выпала из темы сериалов! В основном досматриваю несвежее в этом году)
Самое свежее, что я смотрела — это "Барри", наверное. Черная комедия про киллера, который попал в любительский театр. Серий мало, и они короткие, но очень заряженные, и Билл Хейдер в главной роли меня прямо-таки удивил.
Был хороший второй сезон у немецкого сериала Dark и, как ни странно, у "Террора". Второй больше никак не связан с книгой Симмонса, это классический японский ужастик, с японскими актерами и съемочной командой, про Америку после Перл-Харбора.
Мельком видела сериал Evil про экзорцистов, который мне понравился больше, чем Нэнси Дрю, и еще мне рекомендовали The Politician от создателя Американской истории ужасов, но я только успела его скачать)
Еще забыла Watchmen (продолжение комикса) и Succession
Спасибо! Всегда что-то интересное узнаю, поэтому и спрашиваю :)