Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 17:05

149

1 ‘Цементный сад’ Иэн Макюэн; или грязный фетишизм писателя.


Я большой любитель чтения, так называемого, стеклища: я неимоверно люблю психологический реализм, обожаю социальные романы с ужасающими, но важными темами; но знаете, чем это всё отличается от данного романа? Тем, что в них есть смысл, если угодно, мораль! И, смотря сейчас ретроспективно на 
Хезер Моррис и её роман «Татуировщик из Освенцима», я понимаю, что даже в этом отвратительном, во всех смыслах, романе имелась мораль, некий лейтмотив: «не сдавайся» и на данный момент, сравнивая Иэна и его роман «цементный сад», Хезер должна была получить пулицера, если не Нобелевскую премию. 


Сюжета в этом произведение как такового нет: с первой страницы мы знакомимся со всей семьей. С отцом – тираном, который был не против злобно стебать своих детей (при этом, когда они по стебали его, тот обиделся и не говорил с ними несколько дней; довольно взрослый поступок, не считаете ли?), с матерью – запуганной домохозяйкой, которая и рта почти не открывала, пока её муж был еще жив, и оравой детей, несомненно имеющие какие-то психологические отклонения. Вскоре умирает отец и детей это особенного не волнует, исходя из написанного. Их мать заболевает чем-то очень серьезным, а вскоре совсем слегла в кровать и до своей смерти не смогла встать из неё. Ну и после смерти последнего из взрослых в данной семье начинается жуткая вакханалия, особенно в последней, десятой главе, о которой мы еще поговорим.


Что же меня насторожило и почему «грязный фетишизм писателя»?


Как я уже писал выше, в произведение отсутствует мораль, так называемое, «что хотел сказать автор», над чем мы, как обычные читатели, могли бы задуматься после прочтения этого романа. Но после того, как я закрыл вкладку с книгой, меня жутко трясло; я чувствовал себя мерзко, грязно и почему-то преступником, виновным в чём-то. Открывая любую книгу с такой темой, хочется именно здесь увидеть некое морализаторство, но нет: Иэн описал множество моментов сексуального характера (онанизма) одного из главных героев, Джека, от чьего лица и идёт повествование, и это в принципе нормально, как и явление в жизни, так и явление в книги, поскольку это было описано вскользь, некрасочно и довольно коротко. Но после, буквально на двадцатой страницы романа, мы наблюдаем инцест: дети запираются после ужина в одной из детских спален, а Джули и Джек (старшие дети, уже находящиеся в пубертате, да и младшая недалеко ушла) раздевают Сью и играют в «исследователей», которые изучают тело инопланетянки-Сью и трогают его там, где не должны. Опять же, ну и бог с ними, но Иэн почему-то решил, что Джеку нужно обязательно пойти после сие действа и по онанировать в туалете. К чему были эти моменты? Я не знаю, какой-то смысловой подтекст? Нет, его не было, Иэн просто потом описывал рутинные будни этих ребят. Целый пласт одной из частей романа можно спокойно выкинуть в мусорное ведро, поскольку, хоть и быстро читалось, но абсолютно ничего не происходило. В девятой и в десятой главе Иэн не на шутку разошелся, поскольку чего только не на придумывал: приплел сюда триллерный жанр и весьма неумело, хоть я и не фанат данного жанра и нисколько не могу судить о нем; а что еще более важно: Иэн описал полноценный инцест между Джули и Джеком, которые находились уже в более взрослом возрасте, но всё еще подростковом. Слог Иэна, как минимум в этом романе, ужасный, даже внутреннему пятикласснику Хезер Моррис, написавший её роман, стало бы стыдно. Но что ещё страшнее, так это кинематографичность произведения: читая этот роман, у меня складывалось ощущение того, что это не «литературное» произведение, а сценарий какого-то фильма. Особенно отвратительно это было в очевидных моментах, потому что мне казалось, что это больше сценарий фильма в даркнете, понятно какого характера. У меня сложилось мнение, что Макюэн решил изложить все свои детские или не детские, уж не знаю, сексуальные фантазии, а не поднять важную и опасную, как и для общества, так и для психики детей, социальную тему. Он не только не раскрыл её, не донёс для читателя всё значение подобных ситуаций, а наоборот показал, что «это нормально», что это просто забава детей и «это пройдёт». 


Если Майкл Каннингем стал для меня открытием года, то Иэн Макюэн – разочарованием. «Цементный сад» станет, заслуженно, топ-1 худших книг нынешнего года; но, если честно, мне даже силы не хочется тратить, единственное моё желание - это забыть, что я читал данную книгу. Я уже в сомнениях хочу ли знакомится с романом «искупление», поскольку фильм снятый по нему – один из моих любимых. Пока я склоняюсь к тому, чтобы отменить данного автора для себя: на лайфлибе я поставил 1/5.