Больше рецензий
16 октября 2009 г. 16:06
380
3
РецензияДовольно прозрачный для понимания роман, который наделал шуму своим выходом, за что и получил "Букера".
Главный герой - генерал Кобрисов - эдакая совесть армии, человек, чьими органами чувств мы осязаем действительность. А его, в свою очередь, мы осязаем благодаря "вводным главам" от лица его адъютанта Донского, водителя Сиротина и ординарца Шестерикова.
Война осуждается, "немцы тоже люди", история - это цепь случайностей, подчиненных ЗЛОЙ воле. Советские полководцы - закомплексованные заигравшиеся мальчишки, Гудериан - очень пафосный человек в духе деятелей соцреализма. Генерал-предатель Власов - тоже (маленький рост для мужчины - это трагедия, как бы он не отпирался ^_^). А настоящие герои, как обычно - рядовые (в конце романа генерал таки приходит к прозрению, что большинство из них все-таки "трусы", которым война не сдалась вообще). Смершевец Светлооков в уютненьком мирке романа является Сатаною-искусителем, Сталин (Верховный) - прямо таки ветхозаветный Бог, который со временем идеализируется в сознании генерала Кобрисова. Война религиозна, в литургии принимает участие множество людей, хоть портретные галереи пиши.
Есть элементы документальности в повествовании главы 6. Основное повествование - в духе романа Толстого "Война и Мир". Его же читает и Гудериан, и Донской. Ну прямо книга-символ, книга-универсум.
Главный символ романа заложен в самом начале: это "виллис", - "колесница нашей Победы, тупорылый зверь" (эдакая модифицированная гоголевская тройка). У русских нет вопроса "за что?", русские очень щедры на неожиданные дары, особенно если говорить о самом высшем - Смерти.
Конец же романа напоминает то, во что выродилось семейство Кукоцких у Улицкой: пустота беззазубренная, внеучастная скользаящая жизнь, единственное спасение от которой проигравший Кобрисов (иначе и быть не могло!) видит в том, чтобы "уйти под защиту своей дури". И потом - многоголосый лепет, лепет, лепет и смерть не в подарок.
Комментарии
что ни говори, а дьявол все-таки прячется в деталях. повествование документально практически во всем, что касается основного сюжетного узла (операции по взятию Киева) и частично документально в описании вспомогательного (обороны Москвы); все генералы - либо реально существовавшие лица под собственными фамилии (как Жуков или Гудериан), либо имели прототипов (и первый из них сам Кобрисов, личность которого воссоздана почти целиком, а биография - более чем наполовину); Власов был шпалой под два метра; о злой воле речь шла не в контексте истории в целом, а Великой Отечественной; а все потому, что весь роман - о мучительном выборе своих и поиске ответа на различные вариации вопроса "за что?", и поисками этими автор занят весь роман. собственно, смысловой центр романа - полумифический поход то ли к Москве, то ли на Москву - и есть моментом, когда герой делает выбор и ставит точку в поисках.