Больше рецензий

6 февраля 2024 г. 21:10

136

5 Стяжи мир и тысячи вокруг тебя спасутся

Роман, в котором вновь переплелись жизнь, смерть, время, искусство, музыка, любовь… Есть ли границы у слова? Или там, где заканчиваются слова, начинается музыка? А быть может, молчание? А смерть? В чем ее смысл, если она делает бессмысленным уже прожитое и достигнутое? Эти вопросы - как выстрелы на страницах книги. Они так четко встроены в канву романа, что может пройти время, забудется вся сюжетная линия, но вот эти экзистенциальные темы навсегда отпечатаются в памяти.
Евгений Водолазкин в очередной раз показывает нам, что границы времени - это условность. Оно разливается в пространстве, заполняет собой все. От того, кто и как наблюдает события и передает их в сюжете, зависит и наше восприятие романа.
Центральное событие произведения - гитарист-виртуоз Глеб Яновский узнает о том, что смертельно болен. Прогрессирующая болезнь Паркинсона прекращает его уверенную и успешную карьеру. Постепенно он будет превращаться в немощного человека, постепенно будут гибнуть его нейроны, унося в небытие не только физические возможности тела, но и память, сознание, эмоции…
Как найти в болезни точку опоры? Что делать, чему и кому посвятить жизнь в новых обстоятельствах? Ему помогают воспоминания: киевское советское детство, ленинградская юность, Германия и снова Россия, но уже Петербург 2000-х. Думая о бабушке, которая сыграла огромную роль в его детстве, Глеб осознает, что «ничто так не продлевает жизнь, как востребованность». Но когда подходит старость, «наступает возраст, когда обогревать собой окружающую среду больше не получается».
Болезнь делает Глеба мудрее. В диалоге с писателем, который пишет его биографию, главный герой рассуждает о том, как бессмысленно стадное мышление. Решить тысячи проблем народа, не решив сперва одной своей не получится. Начинать нужно с себя. Стяжи мир и тысячи вокруг тебя спасутся. Эта мысль Серафима Саровского актуальна и сейчас, как никогда раньше. Действительно, мир между людьми или странами начинается с индивидуального мира в отдельно взятом человеке.
Читая эту книгу, невольно задумываешься о том, как неаккуратно мы стали распоряжаться собственным временем и возможностями. Мы неутомимо бежим вперед и, достигая очередного рубежа, вдруг оказываемся перед бездной. И вроде и пути дальше нет, и нет развития. Но развитие, как говорит один из героев романа, не означает движение только вперед. «Развитие - это разворачивание чего-то свитого». Иногда мы проносимся мимо нашей жизни, дни мелькают за днями, события стремительно текут. А мы не замечаем, что где-то рядом лежит разобранный пазл, и именно в нем и есть разгадка всей нашей жизни.
Брисбен - это далекий город в Австралии. Туда уезжает и выходит второй раз замуж мать главного героя, когда он ещё очень юн. И этот кажущийся мифическим для русского человека город, расположенный где-то там, на другом континенте - это как аллегория, как метафора. «Будущее - это свалка фантазий. Или еще хуже - утопий: для их воплощения жертвуют настоящим. Все нежизнеспособное отправляют в будущее». А человеку нужно стремиться в настоящее. В сейчас. Это как вечность, а у вечности нет времени, а значит, нет и смерти.
~Julietta Vizer