Больше рецензий

3 февраля 2024 г. 17:38

198

4 Родные пенаты

"Фейтфул-плейс" - это 3 роман из серии Таны Френч о Дублинском Отделе Убийств. Роман можно назвать спин-оффом, так как он представляет собой предысторию одного отдельно взятого персонажа - Френка Мекки. Как по мне, так роман не должен входить в серию, так как с серией, кроме имени героя его ничего не связывает - никаких отсылок или пасхалок, поэтому его смело можно читать как отдельную книгу, даже если Вы в глаза не видели предыдущие две. Такая тенденция, кстати, прослеживается у всех пока прочитанных мною книг автора.

Также хочется обратить внимание на важный аспект - название романа. В одних изданиях роман называется "Ночь длиною в жизнь", а в других используется название "Фейтфул-плейс". "Фейтфул-плейс" видимо было попыткой прямой транслитерации с английского "Faithful Place", НО здесь закралась ошибка и правильно было бы написать "Фейсфул-плейс". Из-за одной буквы название меняет смысл, так как слова Faithful и Fateful в английском имеют разные значения, и означает "Судьбоносное место" вместо авторского "Место верности". В целом, все три названия имеют право на существование, но "Ночь длиною в жизнь" всё же подходит больше остальных.

Что мне не понравилось. Во-первых, это чрезмерное количество грубости в плане жёстких словечек (не мат!), которые, с моей точки зрения, неважны для повествования, хотя кто-то может со мной не согласиться и указать на такую речь как на особый маркер бедного населения места действия. Во-вторых, сам Френк, то есть его поведение и характер, они у меня никак не вяжутся с тем Френком, который был, например, в "Сходство" . Я всё время пытался сравнить его в разных книгах, построить картину того как он формировался как личность и герой, но кроме диссонанса у меня получить ничего не получилось. В-третьих, характерная для Таны Френч необъяснимая "магия" - как Френк понял что нужно идти в злополучный дом или как он точно указал место предполагаемого преступления. Всю книгу меня не покидало ощущение, что именно такая "магия" и помогает дожить вяло текущему сюжету до конца последней главы. Наконец, сюжет, он очень банальный, плохие персонажи оказываются злодеями, хорошие персонажи - молодцы, а детектив так и вовсе отсутствует, так как вышеописанная "магия" не даёт роману возможность претендовать на жанр.

Что мне понравилось. Во-первых, в "Фейтфул-плейс" автор постаралась создать ложных подозреваемых, в которых я даже на некоторое время поверил, чего не было раньше. Во-вторых, Тана Френч начала отходить от плоских линейных сюжетов и ввела несколько параллельных линий, так что экшена стало больше, хоть и качество его пока слабое. По этим двум критериям видно как автор растёт в своём писательском мастерстве и, наверное, я отчасти продолжаю читать её книги из-за желания проследить развитие творческих навыков Таны. Интересно, что в такой интерпретации именно автор становится для меня главным героем серии, а не герои книг как таковых.

И теперь о том в чём же автор всё-таки гениальна - это описание взаимоотношений между людьми и психология персонажа. В "Фейтфул-плейс" это и этнографическое путешествие в бедные районы Ирландии начала века, которое напомнило мне Горьковское "На дне" ; это и конфликт отцов и детей, выражающийся в ненависти и отвращении Френка к его семье; это и извечная слабость человека, кульминация которой происходит во время пьяной ссоры героев в пабе "всё было бы лучше, если бы папа не пил, мама не была такой-сякой", виноваты все вокруг, но не сами мы, которые в ответе за свою жизнь, за все решения, которые принимаем какими бы ни были обстоятельства; это и взаимоотношения Френка с его дочерью, а тому как стоически он переносит её выпады, сохраняет невозмутимое спокойствие и всегда находит нужные слова, хотя внутри всё бурлит от возмущения, я бы просто поаплодировал и взял как пример общения с детьми. Особенно интересно для меня было понять что побудило Френка пронести память о Рози через всю жизнь, да так, что первое упоминание о ней заставляет его сорваться с места и мчаться в ненавистное ему место к ненавистным ему людям. Конечно, здесь не только любовь, вернее любовь здесь даже играет куда меньшее значение, чем обида, злость, эгоизм и даже ненависть.

Думаю, что разглядеть такой букет чувств, эмоций и взаимоотношений за скромным сюжетом и вялым повествованием получится не у всех, многие посчитают книгу скучной и не понятной. Но книга оставляет таки послевкусие, неприятное из-за отвращения к персонажам, их отношениям и атмосфере, в которой они живут, но всё же послевкусие, что не скажешь о многих других произведениях разных авторов. Ничто из перечисленных мной минусов не стало для меня сюрпризом, так как к подобной манере письма автора я уже успел привыкнуть по предыдущим её произведениям, а вот в эмоциональном плане и от улучшения сюжетных элементов автором я остался в восторге.