Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2024 г. 20:20

514

4

Джеймс Клавелл известен как автор "Сёгуна" — одной из лучших книг, прочитанных мною в 2015-м. "Тайпан" всюду позиционируется как этакий "Сёгун" про Гонконг, поэтому рано или поздно я должен был с ним ознакомиться.

То ли я 9 лет назад был не таким взыскательным читателем, то ли Клавелл на момент написания "Тайпана" был еще не так хорош как автор, но до "Сёгуна" этот роман все-таки недотягивает. Выделю несколько основных претензий:

1) Главный герой. Дирк Струан чудовищно, карикатурно хорош. Он и интриги плетет как праймовый Ришелье, и в драке он сущий дьявол, и с кораблём он управляется лучше любого капитана, и внешне он неотразим, и все женщины его хотят (да и некоторые мужчины, кажется, тоже). Когда Струан в середине романа еще и пионером гигиены оказался, я смеялся уже просто в голос. Очень плохо, сейчас за такого плоского персонажа редакторы бы автора под килем протащили. И он же тут такой не один — антиподом к Струану идет Горт Брок, который не просто тупой и жестокий, но зачем-то еще и импотент;

2) Тема. Опиумная война тут идет фоном, в основу сюжета положено противостояние Благородного дома Струана и Торгового дома Броков. На фоне "Сёгуна" с его борьбой за объединение Японии как-то мелковато. Кроме того, показалось, что все эти гонконгские перипетии не позволяют автору полноценно задействовать свой главный скилл — отменное знание Азии и ее быта. Конечно, как и в "Сёгуне", тут хватает интересных деталей и интересных словечек, а диалоги Струана и Мэй-Мэй на пиджине и вовсе лучшее, что есть в романе, но в общем объеме это как-то растворяется. "Сёгун" куда более "этнографичен";

3) Логические несостыковки. Тут, в первую очередь, бросается в глаза то обстоятельство, что нам на первых страницах показывают смертельно ненавидящих друг друга Струана и Брока, а за боевые цепы они наконец-то возьмутся только на 750-й. Кажется, автор маленько подзатянул;

4) Исторические ляпы. В глаза бросилось не очень многое, но кое-что есть. Например, события романа происходят в 1841 году, а один из героев упоминает Австро-Венгрию, основанную только в 1867 (а другой чуть позже вообще в Священную Римскую Империю соберется). Еще, конечно, раздражает откровенно клюквенный "великий князь Алексей Сергеев" родом из Караганды (!!!). Да, для 900 страниц простительно, но закрадывается неприятная мыслишка — если автор допускает такое, описывая Европу, то не могут ли быть ерундой и какие-то факты о Гонконге, ради которых я роман и читаю?

5) Самое интересное, что несмотря на все претензии, высказанные выше, я все равно собирался ставить "Тайпану" "пятерку" — пусть и с минусом. Все-таки надо понимать, что на статус великого мыслителя и несравненного стилиста Клавелл никогда и не претендовал — он голливудский продюсер, его дело развлекать, и как развлекательное чтиво "Тайпан" великолепен. Интриги следуют одна за другой, за сюжетными поворотами не успеваешь следить, экшна выше крыши. Но концовка смела эти планы тайфуном и выбора не оставила — за такое "пятерок" не ставят.

4/5, но все же планирую в будущем прочитать и другие романы "Азиатского цикла". Например, в "Гайдзине" обещают рассказать про реставрацию Мэйдзи, эта тема для меня куда интереснее, чем Гонконг.

Комментарии


На фоне "Сёгуна" с его борьбой за объединение Японии как-то мелковато.
Япония и во многих других отношениях покрывает Гонконг как бык овцу :)