Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 августа 2014 г. 15:40

1K

4

38 часов, господа! 38 часов звучания, а еще – 34 минуты и 53 секунды.
Я слушал этот роман целый месяц!
Месяц в деревне.
Я слушал его на послеобеденных прогулках, шагая по лесной бетонке, заваленной еловыми иглами и раскрашенной на манер тигровой шкуры солнечными пятнами. Слушал в машине, по дороге в Москву и из Москвы, но больше всего я слушал книгу в матерчатом раскладном кресле, сидя на веранде дощатого дачного домика. Утром я выходил с кружкой кофе, пледом и даже в шапке на веранду. Садился и включал книгу. Глаза мои устремлялись на щебенку запущенного сада камней, и в солнечные дни я смотрел, как на него неуклонно наплывает теневой угол выступающего балкона. Я срывал, растущие в ногах, на отмостке, ромашки и рассеянно гадал, срывая лепестки, постоянно сбиваясь: любит, не любит, не зная, про кого гадаю. Шли недели, а чтец не прекращал своего мрачного бормотания.

И наконец, роман кончился. Что тут сказать? Я постоянно на него досадовал, ведь нельзя отнимать у читателя так много времени. Это, прежде всего, нескромно. Лесков напоминал мне того горе-оратора, который на банкете поднялся с рюмкой и говорит, говорит, и не может остановиться. И вроде бы фраза подходит к логическому концу, все облегченно поднимают свои бокалы выше, как вдруг оратор заходит на новый круг: «Да, и вот еще…». Хоть, Лесков написал «Ножи» очень профессионально, раскрыл все образы с величайшим мастерством, протянул бесконечный кабель сюжета без скручивания и нахлестов, и все в конце сошлось, структура романа все-таки как бы проваливается под собственной тяжестью. Лесков, как оказалось, публиковал роман в журнале в процессе написания, воюя с цензорами и редакторами, которые вырезали целые куски, выбрасывали за борт «сомнительных» персонажей. Из-за этого течение романа постоянно меняло свое русло, и Лескову приходилось впопыхах подправлять сюжет, не имея возможности изменить начало.

В результате, в романе получилось множество сюжетных линий, туча персонажей, а по количеству трупов в финале он может соперничать с трагедиями Шекспира или с «Бесами» Достоевского. Кстати, многие современники воспринимали эти два романа почти как единое целое. Они выходили параллельно в журнале «Русский вестник» Каткова. Левые критики называли их не иначе, как «катковская пропаганда», а в голове тогдашней публики они, без сомнения, мешались. Ведь подписчики «Русского вестника» каждый месяц читали кусок «Ножей», кусок «Бесов» и ждали нового номера.

В центре сюжета здесь стоит женщина. Ее зовут Глафира Бадростина. Это такая черная королева. Она невероятно красива, и дьявольски умна. Все в нее влюблены, и всеми она манипулирует, обещая в награду руку и сердце. А значит, – вожделенное тело и громадное состояние. Она ходит только в черных платьях. Черные брови, черный веер, черные глаза. «Девочка – черная мамба». Ко всему, она обладает демоническим талантом перевоплощения, меняет при необходимости стиль жизни и манеру поведения.

Завязкой сюжета является приезд в уездный город N двух молодых людей, лет по 35. Их зовут Павел Горданов и Иосаф Висленев. Их появление – начало осуществления преступного плана Глафиры, которая собирается отправить на тот свет своего богатого мужа. «Старик слишком зажился». Горданов и Висленев – отпетые негодяи, старые знакомые Глафиры по нигилистической коммуне. Они должны ей помочь. Сюжет выстраивается по сценарию, сочиненному Глафирой. Он предполагает подмену завещания, компрометацию мужа, и убийство: Горданов должен сыграть роль киллера, Висленев – козла отпущения. Все это растягивается на долгое время, редактируется привходящими обстоятельствами и обретает все более зловещий характер.

По атмосфере роман похож на готические фильмы Тима Бартона: нуар с элементами карнавала. И авантюрности. Здесь есть поджоги, разбойничьи нападения, подброшенные ножи, приклеенные бороды, подпиленные мосты, фиктивные браки, фальшивые раны, сожженные завещания, язычески камлания с добыванием дикого огня, спиритические сеансы, привидения и ясновидящие дети. Все это пронизывает ожидание близкой беды. Читательское внимание удерживается, в основном, убийствами, соблазнениями, охотой за наследством, ограблениями и презентацией бесконечных коварных планов, как завладеть состоянием. Интриги плетутся со всех сторон, и к концу романа в них запутываешься окончательно. Но бросить жалко. Из этого романа получился бы отличный нуарный сериал, если бы режиссером был Бортко, а продюсерами ребята из «Игры престолов».

В романе, конечно, есть и сюжетные линии с положительными персонажами. Кстати, их Лесков точно умеет делать лучше, чем Достоевский. Это принципиальные спокойные ребята, без припадков и заламывания рук. Они делают то, что считают правильным. Без истерики. И добро побеждает зло. Хорошие – женятся. Плохие занимают свои места в могилах и домах для умалишенных. Только одна черная королева Глафира, которая перехитрила саму себя и на время оказалась в проигрыше, притаилась. Но в ее черных глазах, не сегодня, завтра, обязательно блеснет дьявольская искра.

Комментарии


Как вы красиво описали начало, в деревне, эх! проняло))))!!!


Спасибо!


А сериал есть, российский, 1998 года. Я помню, что он мне даже понравился когда-то.


Спасибо за информацию, качну. Интересно.


А если бы читали, то есть, не слушали бы роман, прочли бы до конца, или это всё-таки не так важно для Вас?
И ещё. Лескова продолжать читать будете?
Если подробнее сравнивать ''На ножах'' с ''Бесами'', какой роман Вам ближе, какой с философской точки зрения богаче? Какой созвучнее нашим, нынешним временам?


Если бы я увидел, что это роман в двух томах, может быть, руки бы не поднялись. Хотя, не знаю. А Лескова еще очень хочу почитать. У него есть совершенно заклеванный антинигилистический роман "Некуда". Но, смешно сказать, я его не могу найти. Еще хочу "Соборян", про попов, почитать. А что касается "Ножей" и "Бесов", при всем уважении к Лескову, их сложно сравнивать. Лесков - правильный и прямолинейный, как отличник. Достоевский, без сомнения, богаче.


Так Некуда вроде бы есть в электронке. Или вы в бумаге ищете?


Да, хотел бы бумагу или аудио. Но, видимо, придется читать электронку.


Спасибо. Вот не поверите - стоят у меня собрания сочинений Лескова и Толстого до сих пор непрочитанные. А Достоевский Фёдор Михайлович читается ежегодно и с восхищением...


Очень хорошо вас понимаю!


Обожаю Лескова и пытаюсь слушать все, что только есть в аудио-формате. Спасибо за полезную информашу - буду искать аудио-книгу. А кто читал?


Не могу, к сожалению, сейчас посмотреть, но скачал я с рутрекера. Читает мужик очень хорошо, музыка и все дела. Советую.


А я сражаюсь со сборником рассказов и повестей Лескова. И вроде пишет изумительно, интересно, но как-то очень уж долго читаю, периодически откладывая.
С одной стороны произведение затягивает, слог летящий, с другой - уже ждёшь завершения. Очень необычный писатель.


Да, точно. Можно это назвать: "парадокс Лескова"))


Вы так заманчиво описали процесс слушания книги, что я - как не любитель аудио-книг - задумалась о своей не любви...


Конечно, заманчиво! Можно же гулять. Я знаю человека, который и гулять стал, только когда освоил аудио-книги. Иначе ему было скучно ноги топтать.


Спасибо за рецензию, очень витиевато-саркастически у Вас получается, нравится. Не знаю можно ли сравнивать чтение и слушание книги, для меня аудиокнига - радиоспектакль, другой жанр, где многое зависит от чтеца. Книга произвела на меня неизгладимое впечатление, не смотря на шероховатости, скомканности и потёртости корпуса текста, которому действительно изрядно досталось. Меня впечатлила панорамность картины в целом, объёмные характеры, безупречные сюжетные связки, певучий язык и параллели в разные книги. "Некуда" для меня - эталон антинигилистического романа, обскакавший даже гениальных "Бесов" (бумажное издание в 6 тт. АО "Экран", Москва 1993, тираж 100000 экз., есть в любой районной библиотеке в СПб, а в Москве, думаю и подавно).


Спасибо за рецензию =0) хорошим книгам - хорошие отзывы!