Больше рецензий

IrinaPuzyrkova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2024 г. 20:18

119

4 Многое неясно, но читается приятно

У Мураками есть талант рассказчика, который втягивает в его текст, вне зависимости от того, насколько я изначально в теме заинтересована. В конце рассказа мне многое осталось непонятным. Мураками дает факты, а объяснения как-то надо домыслить, считать из контекста, а мне этого контекста сильно не хватило.

Заинтригованная, посмотрела экранизацию "Залив Ханалей" 2018 года, над сценарием к которой работал и сам Мураками. В фильме кое-то проясняется, к тексту и диалогам из рассказа добавляются некоторые реплики, проливающие свет:

* женщине трудно горевать, утрата сына для нее - как замороженная глыба эмоций, где горе перемешивается с обидой и виной;

* она считает себя неудачницей, чьи мечты планомерно рушатся: вышла замуж за наркомана, который умер голым в постели другой женщины; трудилась много лет, воспитывая одна сына, а сына съела акула в 19 лет. Именно так она описывает свою жизнь мальчишкам 10 лет спустя после гибели сына.

* она возвращается в Ханалей снова и снова, не отдавая себе отчет, в том что делает. Однако вспоминаются слова гавайского полицейского о том, что сын вернулся в природный круговорот. Он как бы тут, на острове, в этих волнах, в деревьях, в песке. Она возвращается снова и снова, но диалога между ними не происходит, как это было и при жизни;
* сцену с морпехом дополнили его репликой: "Она строит из себя королеву драмы, хотя потеряла всего одного мальчишку, не то, что я", и словами Сати к возмущенным мальчишкам: "Вы жили в мирной Японии!"

* почему она перестаёт возвращаться, что становится решающим? это по рассказу мне не было понятно. В фильме показано, что знакомство с мальчиками, столкновение с морпехом, кого-то потерявшим в Ираке, переговоры с чуваком из отеля, потерявшим своего кореша в Ираке, распечатали горе Сати. А городская легенда об одноногом серфере послужила катализатором.

Её блуждания по бухте в попытке отыскать серфера или свидетелей его появления, похожи на покаянное шествие пилигрима, на отмаливание грехов у острова, с которым слился сын, у себя. К концу мытарств, Сати проливает слезы, задержавшиеся на 10 лет, дает волю злости и обиде, которые сдерживала так долго. Она переживает катарсис. Проделывает работу горя. И может теперь смотреть на сына, видеть его, вспоминать его, позволяет себе это. Теперь бухта ей не нужна, чтобы соприкоснуться с ним. Он занял свое место в её сердце.

В кино красиво показана природа Гавайев и бульканье сёрферов. Очень летняя неторопливая атмосфера.