Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2014 г. 20:07

809

5

Такого тяжелого чувства после прочтения книги у меня еще не было. Да и не книга это для меня. Это недостающий, огромный пазл в картине собственного происхождения, генетики, это корни и ствол генеалогического древа. Древа, которое срубили, обломали ветки на хворост, а они возьми и прорасти.

Если собраться и коротко рассказать о чем в ней, то это про становление советской власти на юге России. Которая никому там не была нужна. Советской России казачьи области были нужны, а казачьи области имели достойный уклад жизни и им не нужны были перемены. А если прибавить к этому, что казачье сословие это военное сословие, то это про войну. За самосохранение, за привычный мир, за семьи и имущество.

В честном бою они были непобедимы, поэтому советская власть боролась с ними путем захвата заложников. Сначала, в заложники брали стариков. «Разстреляли». Не помогло. Потом женщин - матерей, жен, невест, дочерей. «Разстреляли». Не помогло. Потом объявили якобы амнистию. Казаки сдали оружие, вернулись на землю. «Разстреляли». Не помогло. Начали ссылать. Так никого и не осталось, кроме детей и тех оставшихся, кто из чувства самосохранения решил принять правила игры. А правила игры - рабство на земле, которая раньше была своей. Не помогло. Тогда голод. Так и осталось от станиц с тысячами домов - станицы с сотней или десятком домов. И то не для них, а для приезжих, тех, кто посговорчивей и не хватается за шашку, когда вытаскивают кусок изо рта.

Думаете, придумано? В книге есть подтверждения из архивов ФСБ. Лично мне они не были нужны, я видела места захоронений. И на Холодных родниках в Ставрополе, где в траншее лежат 50 расстрелянных старых казаков-заложников, ветеранов военных кампаний Российской империи. И в станице Новомарьевской могильник, где покоятся более сотни женщин, молодых и старых. Случайные могильники с останками казаков. Да что там места захоронений! У меня есть доказательства посерьезней. У моей бабушки мать была в числе женских заложников, а отец из категории, которых «разстрелять», она выросла у чужих людей и всю жизнь оправдывалась, за то что живет. У моего дедушки дед был из тех стариков, что лежат на Холодных родниках, отец тоже из тех, которых «разстрелять», но ему повезло - у него осталась живой мать, потому что была из бедной семьи.

А почему, собственно я говорю дед моего деда, мать моей бабушки? Они же мои прадеды и прабабки! Защищаюсь так? Да, от боли. Это невыносимо читать в подробностях, что говорила твоя прабабушка перед расстрелом, или что промелькнуло в голове у дедушки, когда он выкопав траншею получил пулеметную очередь в грудь… Я ведь не из космоса явилась, наверняка у меня такие же руки и ноги, цвет глаз, волос. Откуда я произошла? От них. А их убили. И землю, которую они заработали на военной службе отняли. Сегодня много говорят - жилье военным, жилье военным… А тогда не говорили, тогда предоставляли землю. И возделывали ее к моменту событий эти семьи уже двести лет. Но кому то нельзя было ужиться с самодостаточными людьми, их же не прогнешь, не запугаешь, значит уничтожить их. «Разстрелять».

Это книжечка не про Тихий Дон. Тихий Дон кажется идиллической сказкой. Где Шолохов представил свое сословие анахроничным, диким, ну что с него взять? И становление советской власти вроде бы не гладко, но все таки принялось, принялось… Так вот, талантище Шолохов рассказал полуправду и в части дикости нравов и в части дикости усмирений. Вот какие мы честные, и написано самобытно. Не придерешься. А на самом деле, и среди казаков были образованые люди, и кодекс поведения был огого, а насчет становления этой самой власти - ну неправда там…

В этой книге правды больше. Ее автор не получал нобелевской премии по литературе и поощрений той власти. Ее автор прошел те события сам, видел и порядок казачьего самоуправления до, и грабежи, и «разстрелы», и обманы с амнистиями после, ссылки и окончательную ликвидацию классового врага, которым был. И он не счел возможным оставаться и подстраиваться - эмигрировал.

Да, в литературном плане книга далека от совершенства. Написал ее немолодой человек, который привык говорить по-английски. Его казаки- герои книги тоже говорят будто по-английски. Но это не важно. Важно другое. Воспоминания свои он пронес через жизнь и выплескивая их, будто хотел воспроизвести все до мелочи, боясь упустить слова из песен, черты лиц людей. Он хотел, что бы мы имели полный набор элементов для работы нашего воображения для воссоздания в наших сердцах. Для него важно не ошибиться с местами, с количеством убитых, с датами, с именами. Имена всех действующих лиц не вымышлены. В книге много фотографий. Казаков станиц Новомарьевки, Рождественской, Новотроицкой. Чекистов. Это все было…

Это надо знать. Грешно не знать. Это память, которая так нужна мученикам. Это информация, которая может быть будет для кого-то новой. Но не для того, что бы переполниться негативом. Ненависть, обвинения, злая память еще никому не принесли добра. Это память, которая нужна нам, как прививка от гражданской войны. Как прививка от политики, осуществляемой любой ценой. Недопустима любая цена. Грош цена достижениям с ТАКОЙ ценой.
картинка Godefrua

На фото - автор рукописи "Сыны красавицы Кубани" - Михаил Таратухин (г.р.1912-г.с.2004).

Ветка комментариев


Прости, что вмешиваюсь, просто хочу сказать, что в школе, читая какие-то произведения, нас учили видеть идеологические вещи. Я училась в школе в конце 80-х и первой половине 90-х и это еще было. Видимо еще учебных планов не разработали.
"Гроза" Островского, например, не личная драма, а в первую очередь должна была вызывать отвращение к купечеству, к торговой среде.
Произведения Достоевского должны были показать гнилостность буржуйского уклада, обоснованность революции. Да ведь он против был переворотов, революций, если его почитать сейчас!
У Толстого припоминаю в Крейцеровой сонате как высекли солдата, кажется, казаки. (не уверена, впрочем) Это толковалось как зверства режима царской армии.
Да и Пушкин, Лермонтов были чуть ли не революционерами из-за своих либеральных взглядов. Как сейчас помню из тысяч прекрасных стихотворений нам задавали и мы учили те, что про недостатки царского режима.
Недавно, дочь подруги (7 класс) показала мне свое соичнение на "Тараса Бульбу" и я была приятно удивлена, что им задали вектор размышлений на отцы-дети-долг. А я помню, мы говорили о преданности идее, революции.


Ничего страшного.
Действительно пропаганда низменности царского режима была в учебном процессе и цензуре. Такое было время. Я просто хотел отметить, что не зависимо от этих процессов внушения не все книги были яркими представителями этих процессов.
Возможно, один момент оправдывает меня в этом споре. Я старательно избегал двух тем в истории (пока учился в школе и ВУЗе): историю Гражданской войны (плюс Революцию) и Великую Отечественную. Гражданскую войну избегал по причине бессмысленности определения правых и не правых. У каждого были свои идеалы. К этой теме пришел уже после школы. Великую Отечественную по причине достаточности имеющихся фактов, проще говоря было все ясно, хотя уже потом кое-какими деталями интересовался.
Возможно эти факторы позволили мне сохранить довольно таки благоприятный образ казаков и ставить их воинский дух наравне с горцами.
По Шолохову хотел сказать бы такую вещь. При всех нареканиях о том как он представляет жизнь казаков на суд читателей, скажу так, я зачитывался этим произведением. я думаю если бы он хотел показать абсолютно негативный образ казаков, то мое мнение о казачьем роде изменилось бы.
Насчет "Тараса Бульбы" у меня осталась в памяти только одна тема - предательство, но многое уже могло забыться.
Как-то так.))))


ОООО, читаю вас и понимаю, КАК мне повезло с учителем литературы. Никакой идеологи в таком формате у меня не было, а училась я с 1985 по 1995. Только люди, судьбы, надрыв. Мы, кроме начальной школы, вообще о революции не говорили на литературе. История - предмет другой уже. И сочинения писали... не по идеологии. Я в 11 классе на выпускной экзамен по литературе писала научную работу "Отражение социальных катаклизмов эпохи в судьбе русского казачества на примере семьи Мелеховых из романа М. Шолохова "Тихий Дон", а выпускной сочинение писала вообще по полузабытому, почти запрещенному в свое время автору и произведению. В общем, по-разному и в то время учили. Ей Богу, не было у нас такого... маразма!