Больше рецензий

14 августа 2014 г. 12:32

14

3

Зачла я тут «Пандемониум», как выяснилось, вторую часть антиутопичной трилогии Лорен Оливер. То что это вторая часть трилогии, я узнала только сейчас, иначе, конечно, начала бы с первой части и, судя по всему до «Пандемониума» бы не добралась в итоге. Но на самом деле оно вполне читается как отдельная история, нет ощущения, что нужна предыстория, чтобы понять как, что и зачем произошло. Все законы, описываемого мира, постепенно раскрываются перед читателем.
На этом, пожалуй, всё хорошее, что можно сказать о книге, в сущности, заканчивается. Читая эту антиутопию, отлично понимаешь, откуда берутся все эти шаблоны о женщинах-писателях.
Выбранный писательницей жанр подразумевает историю о борьбе против тоталитаризма, за свободу личности, о жестокости и расчетливости государственной машины. Это то на что должен быть сделан упор, то, что должно быть скрупулезно и четко описано и объяснено. Мир "Пандемониума" предлагает нам следующую картину для рассмотрения: мир, в котором любовь считается опасной болезнью, от которой лечат хирургическим вмешательством по достижении человеком совершеннолетия. Именно любовь объявили главным злом мира, от которого идут все беды, грехом препятствующим попаданию в рай, даже само слово запретили, заменив «медицинским» аналогом – «делирия». Это был бы удачный замес с точки зрения возникновения сопротивления, но не очень логичный упор с точки зрения государственной идеологии. Всю книгу мучает мысль «почему именно любовь?» Если бы вне закона объявили любые эмоции и привязанности, возникающие между людьми – это было бы понятно. Но жесткая фиксация на одном из множества чувств, испытываемых человеком, неустанно наводит на мысль о том, что автор – маленькая романтически настроенная девочка, в силу возраста не умеющая мыслить чуть шире.
Вторая мысль, которая мучила меня всю книгу – «автору надо бы рассказать о гомосексуальности». Дело в том, что одной из мер, предпринятых для купирования «заболевания» является сегрегация населения по половому признаку. Пары для вступления в брак подбирают специально обученные люди, среди прошедших процедуру исцеления, то бишь, лишенных способности испытывать человеческие эмоции и чувства, людей. А неисцеленные, то есть не достигшие совершеннолетия граждане общаются лишь с себеподобными, в смысле девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
В общем и целом, все это выглядит достаточно наивно.
Особенно мне не понравился открытый финал, толсто намекающий на любовную драму в третьей части (главная героиня и два её мужика, как жэ быть, как жэ быть), которая явно сольет остатки приличного данному жанру сюжета. Ну, и последний плевок, раздражали периодически попадающиеся косяки, когда главная героиня только что вытащила нож из рюкзака и переложила его в карман куртки, потому что он может понадобиться, а через три шага снова вытащила нож из рюкзака и положила его в карман все с теми же разумными мыслями. *фэйспалм*
Но, на самом деле всё не настолько плохо, язык легкий, динамичненько, повествование сплетено из кусков настоящего и прошлого, мне нравится этот прием, читать про выживание в Дикой местности и вылезание из заброшенных метрошных туннелей было довольно интересно, даже волнительно местами. Хотя и всё слишком гладко, везение буквально преследовало героиню, впрочем, в итоге оказывается, что многое было подстроено, так что оно вполне объяснимо.

Если очень скучно, вы лежите на пляже или валяетесь в больничке, то можно зачесть. Но в целом, скорее не советую.