Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

18 января 2024 г. 17:04

9K

0 Эксперимент есть эксперимент… зачем же табуретки ломать?

Крайне сложно было поставить оценку этой книге, потому что я так и не смогла понять, понравилась она мне или нет. Бывает у меня такое иногда, никак не могу определиться. Поэтому я сделала финт ушами и оставила ее совсем без оценки. Лучше уж так.

Почему сложно определиться? Нууу… потому что половину времени ты (ну ладно, я) вообще не понимаешь, что происходит, настолько все сюрреалистично, нелогично, абсурдно, на уровне символов, аллегорий и подсознания. Все смешалось: персонажи, жанры, отсылки, сатира, гротеск… Но при этом там столько великолепных диалогов и просто высказываний, что даже ради них читать однозначно стоит. И там отличная наглядная демонстрация того, как ведут себя люди определенных типажей в различных условиях. И как работает общество и власть. И чего стоят убеждения. И что есть цивилизация. И много всего еще. Стругацкие вообще отличаются умением вплести в свои сюжеты массу социально-философско-психологических размышлений, а также точно и оригинально выразить устами персонажей разные мысли по теме.

Поскольку настоящего противника не существует, необходимо его придумать. А как показывает мировой опыт, самый страшный противник — это противник придуманный.

Нооо… как же это временами тяжело воспринимать. То павианы эти, то красное здание, то экспедиция… Через это прямо-таки продираешься, как в дурном сне, когда пытаешься бежать, но при этом ощущаешь, что бежишь как бы сквозь кисель и двигаться трудно, и все какое-то нереальное. Вот так и тут, в «Граде обреченном». Обреченном на вечный дурдом.

Их всех собрали тут, выдернув из разных мест и разных годов XX века, собрали в этом странном Городе, где солнце включается и выключается по часам. И где проводится некий Эксперимент. В чем он состоит, как будет проходить, когда закончится – неизвестно и знать не нужно. Главное, что любую происходящую дичь можно объяснить тем, что это часть эксперимента. А значит, так нужно. Сегодня ты мусорщик, завтра следователь, а послезавтра – редактор газеты, а потом, может, генералом станешь. Или министром. Не имеет значения. Каждый имеет право на разнообразный труд. Происходят самые разные вещи, меняется власть, гибнут люди, что-то наслаивается на твою собственную личность (постепенно, исподволь, оглянешься назад – и невольно задашься вопросом: а как это я дошел до жизни такой?..), но и это все еще (наверное!) часть эксперимента. И вся эта мерзость вокруг, вызывающая тошноту, раздражение и экзистенциальный ужас – тоже. Должно быть так. Чьего эксперимента? Над кем? Во имя чего? Управляет ли кто-то всем тем, что происходит? Или просто наблюдает? Или просто в общую кучу закидываются рандомные люди разных национальностей, культур, вероисповеданий, с разными политическими убеждениями и личным опытом, чтобы посмотреть, что за суп в итоге выйдет?

Сложно читать еще и потому, что мы все видим через призму восприятия главного героя Андрея Воронина, а он у нас товарищ честный, ответственный, идейный и всегда стремится честно принять и поверить в то, что все так, как должно быть. И мало ли что тебе не нравится: эксперимент есть эксперимент. Так задумано, надо справиться, прорваться. Делать и не рассуждать. И других заставить, убедить. А принять и поверить-то временами ой как сложно. Это ж надо себя ломать, закрывать глаза на очевидную дичь, придумывать для самого себя убеждение. Не дурак ведь и не слепой. И не равнодушный, что самое «неудобное». Другой может все прекрасно понимать, но плевать на это с высокой колокольни. Или уйти на дно. Или совсем… уйти. Андрей – нет. Андрей не дает себе слабины, но жить он может только во имя какой-нибудь цели, в которую верит, в которую убеждает себя верить, а если ее нет, то надо выдумать, а иначе…

Есть я, нет меня, сражаюсь я, лежу на диване — никакой разницы. Ничего нельзя изменить, ничего нельзя исправить. Можно только устроиться — лучше или хуже. Все идет само по себе, а я здесь ни при чем. Вот оно — ваше понимание, и больше понимать мне нечего… Вы мне лучше скажите, что я с этим пониманием должен делать? На зиму его засолить или сейчас кушать?..

Вот и заносит Андрея при очередном витке «понимания»: то с энтузиазмом собирает мусор, потому что всякая работа важна, то пытается «исправить» шлюху, то застрелиться мечтает (но не сможет, пойдет дальше, конечно же), то переживает за чужие «пешки», а то сам допросы с пристрастием ведет, то ковры собирает, а то читает лекции памятникам и людей тащит неизвестно куда, неизвестно зачем, «вдохновляя» личным примером и вполне готовый расстрелять тех, кто будет барагозить. И ищет, ищет… Пытается понять, как же так и что же дальше. Должен же быть во всем этом какой-то смысл! А есть ли он?

И мы с ним идем тоже, хочется нам того или нет. И тут же то появляются, то исчезают, то перемещаются разные люди, которые что-то даже делают, но такое же хаотичное. Подкидывают нам еще материала для размышления. И мы пытаемся не свихнуться, с переменным успехом. Всех тайн нам, понятное дело, никто не раскроет. Недосказанность – наше все. Даже не так, авторы словно говорят тебе: мы тут наворотили всякого, но понимать это каждый волен, как хочет, правильного ответа нет и не предвидится. Так что вперед – обдумывать и додумывать, как душе заблагорассудится. Мысли в процессе или же после – появятся, это неизбежно. Но вот связно их сформулировать – почти невыполнимая задача. Поэтому я, пожалуй, закончу прямо тут.

ФМ-2024 (1/7), за совет спасибо LuSavenkova

Комментарии


Я очень боюсь этой книги :( наверно, никогда уже не подступлюсь (


Я бы еще, как минимум, очень долго шла, если бы не совет во флэшмобе) так что внезапно дошла быстрее, чем планировала.
Почему думаешь, что никогда?


Именно эту книгу, скорее всего, никогда, потому что много про нее наслышана, какая она мутная и сплошной сюр, а это в противоположной стороне от меня :(


С одной стороны, понимаю, а с другой вспоминаю, как ты не так уж давно читала что-то совсем сюрреалистичное, на грани фола, правда, не помню название. И тебе даже понравилось)


Там был другой сюр)) который в итоге сошелся паззлом


Ну ладно) тут тоже можно что-то сложить при желании. Или оно сложит твой мозг.


Читала у авторов одну книгу и поняла что не моё))
Даже то как ты рассказываешь о книге для меня воспринимается как что то сложное и невнятное))


По одной книге сложно понять)) они прям разные. Причем я никогда не могу предположить даже заранее, понравится или нет, только пробовать. Может привлекать идея, но трудно идти содержание. Может неожиданно легко зайти. По-разному.
Я так тоже в детстве одну книгу их прочитала, потом еще лет 10 вообще к ним не подходила. А потом решилась)

что то сложное и невнятное

Это сформулировать не могу нормально)) но на самом деле тут все так и есть - достаточно размыто, с массой отсылок и аллегорий, а в целом - понимай как хочешь.


Это сформулировать не могу нормально)) но на самом деле тут все так и есть - достаточно размыто, с массой отсылок и аллегорий, а в целом - понимай как хочешь.

Всё ты можешь, это книга такая))
Как раз таки такое и не люблю, меня даже открытые финалы частенько напрягают))


Книга такая, поэтому и не могу)))
Тут хозяин-барин, я изредка решаюсь на эксперимент.


Смелый человек))


Тут еще и игра)


В юности читала Стругацких, но этой книги не помню) Недавно как раз думала перечитать у них "Трудно быть богом"))


Я как раз наоборот, в юности прочитала одну их книгу ("Понедельник.."), и у меня с ней настолько не сложилось, что я сразу решила "не мои авторы" и больше к ним не приближалась, пока спустя много лет по игре не рискнула взять еще одну, которая неожиданно понравилась)) вот с тех пор читаю иногда, но всегда разный эффект.
"Трудно быть богом" хорошо пошло)


Наверное "Отель "У погибшего альпиниста" хорошо пошёл? Обычно эта книга нравится большинству читателей:)


Да, она) но после исходного провала это было самое то, чтобы вернуться.
Хотя изначально я не думала, что понравится, такое смешение жанров)


Читала её ещё в юности, помню, что мне наоборот очень зашло и я долгое время была под впечатлением. Нужно наверно перечитать, интересно, как воспримется сегодня

Такие уж авторы, что вообще не угадаешь, что и когда у них понравится)


Люблю Стругацких, но сто лет не читала, вот на эту прям столько разных отзывов и реакций, что очень любопытно как мне зайдет)


Я их редко и дозированно читаю, с прошлого раза года 2,5 примерно прошло)
Тем интереснее, как тебе будет)


ой, я наверное последний раз лет пять назад читала, надо бы исправиться)
ага)


Торопиться некуда, исправишься однажды)


того же мнения)


Я тоже люблю в целом Стругацких) но они могут , мутнуть, ага))


Еще как могут))
Туман только потом начинает понемногу рассеиваться, уже после прочтения.


все равно их люблю, но только избранно)))


Аналогично))


Можно было троечку поставить — оценку из «серой зоны». ))
Мне вот стало интересно: за какие такие заслуги эта книга получила от меня пять звёзд и была отправлена в избранное?! Странно. Что я курил (или пил), когда это делал?
«Гадких лебедей» прекрасно помню, а эту нет.
Помню, что начало мне понравилось, но вот потом началась вся эта муть с сюром, и я уже не очень-то и разбирался где, что, кто, зачем, с кем, почему. В целом, если вспоминать, то ощущения были примерно такие же, как и у тебя, но почему «пять» и «любимое»? Хоть убей, не вспомню и не понимаю. И перечитывать не хочется совсем. Пожалуй, буду читать у них то, с чем не знаком ещё.
А тебе, Алёна, сочувствую, что попалось это, но и радуюсь, что оно уже позади. ))


Не) для меня тройка - это не оценка для книги из "серой зоны", это оценка для скучной и плохо написанной книги, в которой лишь неплохая идея или зачатки вменяемого сюжета не дают поставить двойку. Стругацкие этого не заслужили. Здесь мне просто сложно поставить из-за того, что местами это очень круто, но форма подачи, в целом, совсем не моя. Нечто похожее было с "Источником" Айн Рэнд, я там колебалась от 2 до 5 в разные моменты, и в итоге его я тоже без оценки оставила.
Значит, тебе эта книга что-то дала, чем-то поразила в тот момент)) вообще я даже вполне могу себе представить такое. Интересно, вот уже второй человек, который или вообще не помнит, что читал эту книгу, или помнит, что читал, но не помнит саму книгу)) любопытно даже, что я буду о ней помнить лет через 5?..
Спасибо)) я тоже буду продолжать их читать, но так, без фанатизма, время от времени. Потому что периодически прям выстреливает, и хоть ради этого стоит продолжать.


Не знаю, хорошо это или плохо, но это тот случай когда книгу не понять без обширного пласта дополнительной информации об авторах. Начнем с того, что ГО это одна из трех "фундаментально-философских" относительно поздних их работ (две другие это "Хромая Судьба" и "Отягощенные злом"). В отличие от фантастики эти три вещи - серьезная проза. И надо отметить что "Град Обреченный" авторы писали в стол, не рассчитывая увидеть книгу опубликованной (она и появилась в печати только в 90-е, сильно опоздав). Изначально роман назывался "Мой брат и я" со смутными библейскими и четкими автобиографическими аллюзиями. Вплоть до того что младший Стругацкий в их переписке порой именуется Изей Кацманом. И именно этот роман должен был войти на правах вставной рукописи в "Хромую Судьбу", то есть это его писал утомленный советской действительностью литератор Феликс Сорокин, это "Град Обреченный", а не "Гадкие Лебеди", лежали в его Синей Папке (ГО не вошел в ХС потому что не позволил объем - вставная книга была бы в несколько раз больше основного сюжета). Смысла книги это все, конечно же, не объясняет (объяснение будет позже), но хотя бы позволяет ее атрибутировать как достаточно сформированное авторское высказывание о жизни и бытии. И да, книга печальная. Потому что она о том как поколение советской интеллигенции разочаровалось в идеологии, пошло искать новую и ничего не нашло. Вот именно об этом все фантасмагории и аллюзии Города, это всего лишь политическая сатира, сейчас уже почти никому непонятная.

А еще книга грустная потому что это де-факто opus magnum АБС, о чем они сами говорили (и как минимум в ХС четко заявлено, что это главная книга Феликса Сорокина, который списан со старшего Стругацкого). Но в этом качестве она, увы, слабовата. И особенную нотку трагизма тут добавляют параллели с другим романом трудной судьбы - "Мастер и Маргарита", так четко проведенные в "Хромой Судьбе" (там даже и Булгаков как персонаж присутствует!). Да, авторы хотели своему роману такой же судьбы, но, в отсутствии Маргариты и в присутствии вместо нее даже не Сельмы Нагель, а Изи Кацмана, фантасмагория не зажгла и вещь осталась до сих пор недопонятой и непопулярной. Причина этого, как мне кажется, проста. Авторы не смогли подняться над идеологическим пластом, в то время как МиМ книга не про идеологию, и не про то, как плохо жилось Мастеру в сталинской Москве (жилось плохо, но это фон, а книга - про другое). Она про ценности более высокого порядка. Вот до этих вечных ценностей АБС и не дотянули, зависнув где-то без движения в пространстве смыслов, как поддельное солнце Эксперимента.


Храм человеческой культуры...


Да, про храм конечно, очень хорошая и мощная идея. Что необязательно должен быть смысл в отдельной жизни, но все равно ты вносишь что-то в этот общий храм, или поддерживаешь то, что внесено другими... Или хотя бы "потребляешь".


мне кажется, что это центр романа... Вообще одна из самых любимых их книг


Да, может быть. По крайней мере, один из "центров". И все - через Изю переданы...


Мне кажется, что Изя — тот, кто умеет из существования Деревьев выводить Лес. Видит как бы сверху в масштабе, причём и во временнОм


Да, он определенно лучше многих понял, как все устроено. И в жизни вообще, и в "эксперименте", в частности. И все остальные герои это смутно чувствуют. Что он умнее их, видит дальше.


В студенческие годы начинала читать их Аркадий и Борис Стругацкие - Улитка на склоне и вот тоже увязла, как в киселе. Помучилась немного, но не страдала, просто проще тогда была - бросила, не дочитав. По уму понимаю, что стоило бы к ним вернуться, хотя бы ощущения сверить. Мне у авторов кто-то Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий - Малыш настойчиво рекомендовал.


Ну ты прям с хардкора начала)) неудивительно, что отпугнуло...
Я обычно всем рекомендую попробовать «Отель "У погибшего альпиниста"», это прям такие легкие Стругацкие, но при этом все еще они.
"Малыш" тоже любопытный в своем роде. Да и весь огромный цикл Полудня (который я сама еще освоила только частично). Юля, наверное, рекомендовала)


Ну ты прям с хардкора начала))

Наверно)) Я совсем не знаток творчества, как ты понимаешь) Помню только, что "Улитке" с самого начала со мной не повезло. Там параллельно нужно было другие книги читать по предметам, она, в моих глазах, просто "проиграла".
Вот я тоже подумала вчера, что скорее всего Юля мне "Малыша" советовала, но сверяться по подборке уже не стала)


Да, понимаю) у меня была похожая история, когда я в подростковом возрасте прочитала одну их книгу, не понравилось и я сходу решила, что это совсем не мои авторы, и лет 10 еще не прикасалась к ним. А потом рискнула попробовать и поняла, насколько они разные, и что вообще нельзя угадать, понравится ли следующая книга)


Да вот недавно только с Леной это обсуждали - я в университете "забраковала" Ремарка, он мне совсем не зашел, "На Западном фронте..." не осилила ни в формате книги, ни в формате чб кино. Больше к автору не возвращалась... Ну а потом попала на ЛЛ, дала второй шанс и прочитала "Жизнь взаймы", и это был уже совсем другой читательский опыт)


Поэтому иногда стоит давать авторам "второй шанс")
У меня так и Драйзер только с третьей попытки "выстрелил". Хотя после прочитанной в 17 лет книги больше не было желания к нему возвращаться. Да и другие такие авторы есть.


В общем да, слишком уж категоричной с авторами быть не стоит, книга книге рознь (ну частенько ;))


Конечно)
Другой вопрос, что не всегда хочется давать вторые шансы, когда вокруг еще столько вкусного)


Ой да, и это не редкость)