Больше рецензий

7 августа 2014 г. 12:50

1K

4.5

Есть ли место поэтическо-мистическому восприятию действительности в наше время?

В конце 18 века зародилось сообщество немецких романтиков, которые были готовы дать направление развитию всего общества. Да, именно так. Они провозглашали Новое Христианство, которое должно родится мистически. Весь мир это тело Христово. Через Поэзию в мир вернется Золотой Век. Начнет случаться сказка. Эта идея очень хорошо выражена Новалисом в аллегорической сказке Клинсорла. Никто до этого так не поднимал Искусство Поэзии. Именно Ей была положена такая высокая миссия. Как может сказка постучаться в наш дольний мир? Только с помощью свободного воображения. С возвратом к более подлинному, природному бытию.
Уже в то время(18 век), Европа хоть и оставалась по христиански верующей, но в ней уже говорил дикт Разума, который разгорался все сильней. Как говорил впоследствии Гофман, насаждалось Просвещение, совершенно противное духу сказочности(волшебного, невидимого, скрытого, таинственного, темного, женского, прекрасного). Йенские романтики были одинокими бунтарями перед надвигающейся неудержимой эпохой Прогресса, что с точки зрения Природного, Поэтического, Любовного, Романтичного, для тонко чувствующих людей есть совершенный Регресс. Потому возникла идея противопоставить рационализм мифологизму, новой мифологии на основе христианства. Обновление мира должно было случится под знаками Поэзии, Любви и Фантазии. Это всегда происходит в сказках. Наш мир уже давно повернул в совершенно иную сторону, где властвует Наука, Безразличие, Рацио. Теперь уже не пишут сказок о том как эти три столба повергаются Истинными ценностями, они присутствуют словно их нельзя сломить. С конца эпохи Возрождения(в саму эпоху ситуация была когда существовало срединное положение между ними), все большую силу набрали эти три Парки. Теперь они торжествуют, потому в современных книгах, по сути, не бывает счастливого конца, а если он есть, мы все равно в него не верим, в своей глубине.
Поэт не смог спасти мир тогда. В таком механизированном мире как сейчас, любому серьезному поэту, например Рембо, пришлось противопоставить себя миру. Ибо поэт совершенно не нужен. Мы можем любить стихи, но поэтическое восприятие от нас совершенно далеко, ибо для этого нужно считать Фантазию и Любовь реальностью, а видимый мир - иллюзией. Можете себе такое представить?

Л.