Больше рецензий

Bianka

Эксперт

Пишу, чтобы помнить

15 января 2024 г. 19:50

455

5

Во время прочтения мне пришла мысль о том, что можно легко рекомендовать это произведение любителям чтения про постапокалипсис и про попаданцев.

Чем не похожа советская действительность сразу после гражданской войны на действительность постапокалиптическую? Чем не похоже действие в детской колонии на обычное повествование о выживании после краха мира? Также надо добыть припасов, обустроиться и выжить, преобразовать окружающий мир под свои требования, построив новую действительность на осколках старой.

Или попаданцы. Разве беспризорники, попавшие под руководство Макаренко, не похожи на людей, очутившихся в качественно ином мире? Разве не ошеломление и удивление являются их первой реакцией? Иди взять переезд колонии в Куряж и слияние ее с заброшенным в педагогическом плане приютом. Тут уж попаданцами можно посчитать как горьковцев, которые уже отвыкли от вшей, грязи и безответственности, так и куряжцев вдруг попавших в общество относительно чистых мальчиков, привыкших к самоуправлению и труду. И неизвестно для какой из двух сторон шок от встречи был сильнее.

Впрочем эта книга не имеет явного сюжета. Это жизнебытоописание педагогического эксперимента. Макаренко, конечно, подвижник. Не боящийся ни подростков с криминальным прошлым, ни начальства с бюрократическими замашками. Он просто брал и делал. И многое получалось. Ключ к преуспеванию - действие.

Мы недолго скорбели об утраченных возможностях, кое-чему учились и снова жили с уже обогащенным опытом, чтобы совершать новые ошибки и жить дальше.

Конечно, во многом успеху помогло преобразование всего общества вокруг и желание детей стать частью развивающегося, преуспевающего общества. Но невозможно отрицать роль личности в истории. Макаренко - подвижник от бога. Хотя многим его современникам его методы казались жесткими и жестокими. Дисциплина, наказания (морального плана), труд, наличие коллективной цели и совместное движение к ней вот основа макаренковской педагогики.

В отличие от современников меня эти методы не испугали, но царапнуло дважды совершенно другое.

Первое, это уверенность в "безгрешности" мальчиков и "греховности" девочек.

Вот эта цитата

 В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго ни болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть - пусть самый небольшой - интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано, почти в детстве, начавшая жить половой жизнь, не только отстала и физически и духовно - она несёт на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

свернуть


Идея о том, что мальчик - насильник ближе к норме, чем девочка, жертва насилия, чуток слишком меня триггерит. Возможно, конечно, Макаренко имел в виду добровольное раннее начало половой жизни, но высказана эта мысль им была в разделе про Куряж. В этом приюте до преобразований девочки жили в страхе и были запуганы до полусмерти. Незадолго до книжных событий две девочки были изнасилованы мальчиками и сбежали из приюта. А насильники остались и благополучно были перекованы в достойных членов общества. Об этом не говорится прямо, но в ходе повествования никто приют не покинул. Ergo, делаю вывод.

Ну и второе царапнувшее меня событие. Из-за своей нелюбви к компромиссам и спорам о педагогике с начальством Макаренко вынужден был покинуть пост начальника горьковской колонии и перейти начальников в коммуну Дзержинского. Происходит этот уход в день огромной радости. На встречу с горьковцами приезжает посетивший СССР Горький. Ребята давно вели с ним переписку и считали его своим идеалом. И вот счастливый день заканчивается. Макаренко усаживает детей в поезд, сообщает о своем уходе заместителю, передав ему свою должность, и уезжает. Без прощания с детьми. Как так? Он же их второй идеал, бесспорная привязанность к которому так важна для формирующейся психики. Почему Макаренко бросает ребят, не попытавшись ничего объяснить им, ободрить их? Это странно.

При всем при том это захватывающее повествование о воспитании и взрослении. Подавляющее большинство колонистов и коммунаров обрели опору в жизни и ее смысл и цель.

Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

С этим несомненно Макаренко справился.


Комментарии


Может быть, надо читать в контексте, но чисто из цитаты мне показалось, Макаренко говорит, о том, что у девочек травма настолько глубока, что потом мешает адаптироваться к жизни в обществе и помочь им сложнее


Мне тоже всегда казалось, что это отнюдь не о какой-то особой "греховности" девочек, а именно о том, что девочке, оказавшейся на улице, вдвойне тяжелее, а потому и возвращать ее к нормальной жизни тяжелее.
Та же история с Вандой в "Флагах на башнях"№ - она приняла все правила коммуны и готова была начать новую жизнь, но прошлое не отпускало, и не только из-за встречи с бывшим знакомым, просто забыть все это было трудно.


Я, к сожалению, ещё не добралась до Макаренко, но после такой рецензии точно доберусь! Но по цитате я тоже именно так поняла


Может и так. Но конкретно в Педагогической поэме нет персонажа девочки проститутки. Есть девочка, которая легко относится к связям и дважды беременеет.

Но опять же меня зацепила цитата именно на фоне эпизода изнасилования, оставленного практически за кадром. И полной безнаказанности. По всей видимости мальчики, принявшие участие в насилии, стали добропорядочными колонистами. То есть возможно я связываю цитату с событиями, с ней не связанными, но у меня такое персональное восприятие.


А что мог сделать Макаренко в той ситуации? Да, произошло изнасилование, причем еще до его приезда. Он должен был самолично возглавить следствие по поиску насильников?
Девочки, насколько я помню, убежали из колонии, то есть и их опросить нельзя. И что делать дальше? Не понимаю вашего возмущения по поводу его "бездействия"
Должен ли он был считать, что каждый встреченный обитатель Куряжа - потенциальный насильник? Кроме заведомо положительного Вани Зайченко?


А где у меня возмущение по поводу бездействия? У меня возмущение по поводу его размышлений.

И да, он должен был считать, что среди куряжцев есть насильник. а может и не один. Ведь так и было. Это, конечно, неплохая педагогическая идея закрывать глаза на прошлое, но одно дело, когда речь идет о бродяжничестве и воровстве, и другое, когда речь идет о тяжелом преступлении.

И заведомо положительного Ваню Зайченко тоже исключать нельзя. Разве не заведомо положительный Ваня поучаствовал в избиении мальчишки, которого силой послали воровать ботинки?


Но тогда давайте вспомним и бандита Карабанова, участника шайки, все члены которой были расстреляны и уцелел один Семен, по молодости, и вора Буруна, и прочие грехи воспитанников Макаренко. И что? Всех перечеркнуть? Уж судьба-то Карабанова (Калабалина) хорошо известна, а откажись от него Макаренко в самом начале?
Невозможно работать с людьми, заведомо ставя себя выше их и рассматривая всех их, как возможных убийц и насильников. Участвовал Ваня в избиении - пошел вон, Ваня, ты не годишься в светлое будущее, мне неприятно с тобой общаться. Так?


Он в принципе говорил о раннем начале половой жизни. Не только  и не столько в контексте насилия.


"Побывавшая в руках" и слова о травме у меня вызвали ассоциации с проституцией,которая была распространенным способом заработка на жизнь таких несчастных девочек, мальчиков это меньше касалось.В Антон Макаренко - Флаги на башнях была одна такая героиня,вы читали?

любителям чтения про постапокалипсис и про попаданцев.

да, это очень интересный момент в книге) А ещё любителям бизнес литературы про коллектив тоже можно рекомендовать)


"Флаги на башнях" не читала, но уже присмотрела. Насколько я поняла, это произведение уже более художественное, менее автобиографичное?


В основу положен реальный опыт и устройство колонии Дзержинского,но более художественное,да