Больше рецензий

14 января 2024 г. 22:54

198

4 Рай там, где ты счастлив

В искусстве лучше недосказать, чем сказать слишком много. А зрители будут плакать о своем

Сюжет:

Глеб Яновский - музыкант-виртуоз - на пике успеха теряет возможность выступать из-за болезни и пытается найти иной смысл жизни, новую точку опоры. В этом ему помогает… прошлое - он пытается собрать воедино воспоминания о киевском детстве в семидесятые, о юности в Ленинграде, настоящем в Германии и снова в Киеве уже в двухтысячные.Только Брисбена нет среди этих путешествий по жизни. Да и есть ли такой город на самом деле? Или это просто мираж, мечтания, утопический идеал, музыка сфер?

Впечатление:

Если в болезни сократятся дни твои, то знай, что в таком разе вместо долготы дней тебе будет дана их глубина.

Эта книга была прочитана мною не с первого раза, но со второго удалось, так сказать, проглотить. Хотя проглотить - громкое слово, потому что я осилила эту книгу. Она не такая яркая, как тот же «Авиатор».

«Брисбен» мне напомнил «Лестницу Якова» Людмилы Улицкой своей формой. У Водолазкина история Глеба Яновского рассказывается с двух линий: прошлое и настоящее (именно в настоящем Глеб знакомится с писателем Нестором, который хочет написать книгу о виртуозном музыканте)

Стиль и язык Водолазкина узнаваем: есть доля иронии о жизни и смерти, легко вплетенная в интеллигентное повествование. Автор рассуждает о времени (следите за настоящим, а не прошлым, кричит автор!), о человеческой памяти, о Родине. Здесь, как нельзя кстати, поднимается тема Украины и России: Глеб родился в Украине, но впоследствии переехал в Россию.

«Будущее легко отнять, потому что его не существует. Это всего лишь мечтание. Трудно отнять настоящее, еще труднее – прошлое. И невозможно, доложу я вам, отнять вечность».

Что касается сюжета, здесь немного он просаживается. Читатели уже слышали много историй о музыкантах, которые лишились здоровья и потеряли смысл в жизни без музыки. Если бы в этой книге это как-то иначе обыгрывалось, а не тупо в лоб, было бы лучше. Так что особо сюжет не впечатлил, поэтому я пыталась прорваться быстрее к финалу, а не наслаждаться им и всей историей.

Зато очень понравились музыкальные вкрапления Водолазкина: книга полна терминами из этой сферы, но не грузит читателя и не вызывает дискомфорта. Наоборот, видно, что автор разбирается в теме, мы ему верим. Главный герой вызвал у меня долю симпатии, очень жаль его в финале. Характеры Нестора и Глеба отлично раскрываются с помощью их глубинных диалогов (авторская позиция здесь раскрывается).

Меня зацепила мысль про райский город. Книга называется «Брисбен», но об этом австралийском городе упоминается пару раз. Мама Глеба мечтает туда уехать, думая что это настоящий рай (он находится на другом конце земли и поэтому там лучше, океан, солнце и счастливые люди)! Но по итогу мы понимаем, что рай у каждого из нас свой, будь это Брисбен, Лондон или село Протасово. В романе австралийский город- это эфемерный символ.

В твоих интервью часто упоминается город Брисбен, ну, и вообще — Австралия. Почему? — Потому что, когда у нас зима, у них — лето. — А когда у нас — лето? — Тогда у них тоже лето. По нашим меркам — лето. Вот в чем вся штука, понимаешь? В нашей семье это место считалось раем. — Для рая там слишком специфическое население. Потомки каторжников. — И — что? — Для рая требуется хорошая биография. — Ты там был? — Где, в Австралии? — Нет, в раю. Откуда ты знаешь, какая там требуется биография?

картинка Narykova