Больше рецензий

9 января 2024 г. 11:46

133

4 От первого лица…

Сегодня выстрел со своим мнением я совершу в Мураками, как бы это странно ни звучало. С Харуки Мураками мы знакомы уже давно, со школьной скамьи. Это была первая любовь, достаточно пылкая, чтобы сказать: «Мой любимый писатель - Мураками». Но все же приписывая ему 2 место. Первым его романом стал «К югу от границы, на запад от солнца» - это было очень мелодично, (тогда) необычно и крайне интересно. Перечитав его позже магии стало меньше, но все также хорошо. С этого все началось. В основном брались романы, а до рассказов руки не доходили. В то время я знала про пару сборников, но денег на них не было, а в городской библиотеке они так и не появлялись. 

 

Но вот спустя пару лет появился относительно новый сборник рассказов Харуки Мураками «От первого лица». Как можно понять, все повествование идет от первого лица, от лица автора. Сборник состоит из 8 реалистичных рассказов и, кажется, что они просто повествуют о жизни. Вот автор-герой с детства болел за одну бейсбольную команду, потом за другую и, наблюдая за второй стал писателем (Сборник стихов о «Ласточках Якулта»). Или он рассказывает о первой любви и запомнившейся в школе девчонке с пластинкой битлов (With The Beatles). И так можно кратко расписать каждый рассказ, но если бы не вкрапления фантастического и мистического. Ты вроде сидишь и вроде читаешь про обычную, скучную,  отчасти монотонную жизнь героя, проводишь параллели с автором и неожиданно встречаешь обезьяну из Синагавы или магического старика, говорящего о «креме кремов», но не перестаешь верить. Как будто через спокойное повествование, кажущееся безразличным, такое «нереальное» становится обыденностью героя. Вся его жизнь - сочетание «сна» и «реальности», где не поймешь, что есть что. Но мы как читатели верим, продолжаем его слушать, как будто это просто долгий монолог старого знакомого. Благодаря этому сочетанию рассказы Мураками становятся уютными и родными.

 

Стоит отметить, что Мураками не обходится без музыки, либо в названии, либо в сюжете всегда что-то да встретится. Самые яркие - это «Норвежский лес» (заглавная песня книги - The Beatles - Norwegian Wood) и «К югу от границы, на запад от солнца» (Nat King Cole - South of the border…). В сборнике музыка, как всегда, не только всегда сопровождает героя, но и выходит на первый план в развитии сюжета и влияния на персонажа (мертвый Чарли Паркер во сне героя играет боссанову именно так, как наш выдумщик описал в статье и после даже нашел эту несуществующую пластинку). Под музыкальным заглавием выделены целых три рассказа: «Чарли Паркер играет боссанову», «With The Beatles» и «Карнавал». И среди них мы видим разброс по жанрам и настроению, можно сказать, что без заглавных мелодий эти рассказы не имеют смысла, сюжет разворачивается благодаря музыке.

 

Говоря в целом о сборнике, можно сказать, что он «хорош» и «неплох». Для знатока творчества Мураками это приятная встреча со старым другом, но для незнакомца может чего-то не хватать и сборник станет проходным, но может случится и наоборот - внезапная и бесповоротная любовь. У меня все же сложилось мнение, что Мураками хорошо бегает на дальние дистанции, для такого спринта, как рассказ, ему мало места и из-за этого постоянно чего-то не хватает, где-то не дожимает. Советую ли прочитать его рассказы - да, советую, иначе быть не может.