Больше рецензий

Snowtrooper

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2024 г. 15:12

98

5

Солженицына я никогда не читал. Названия книг его знал, знал, что диссидент и сталинские лагеря ругал, что еврей сам и про историю еврейского народа в России написал книгу. С раннего детства дома лежит его "Архипелаг ГУЛАГ", изданный на излете существования Советского Союза, но было какое-то брезгливое, своего рода, отношение к писателю. Мол, фи, диссидент, антисоветчик, не просто ж так выгнали из страны. Но все мы взрослеем, кое-кто умнеет и вот пришла пора и мне ознакомиться с ранними работами человека, получившего Нобелевскую премию по литературе и выдвигавшегося на получение Ленинской премии. В представленный сборник вошли первые рассказы писателя, опубликованные в 1959-1966 гг.

Один день Ивана Денисовича
Самое, пожалуй, известное произведение Солженицына. Рассказ представляет собой почти почасовое описание одного дня из жизни типичного советского зека 1950-х, Ивана Денисовича Шухова. От подъема и до отбоя. Иван Денисович не уголовник, не убийца и даже не политический, получил он свои 10 лет за то, что во время войны вышел из окружения. Как и многие тогда, в начале войны. А сейчас уже 1951 на дворе, сидеть Шухову осталось пару лет, вот он и сидит. Сидит себе спокойно, сноровисто, он не авторитет, но и не шестерка лагерная, вполне оборотистый мужик. Да и нет еще в широком ходу таких понятий как опущенные, авторитеты и прочее. Иван Денисович в какой-то момент удивляется, зарезали, мол, кого-то в лагере, как так можно-то? И идет его день, продолжается. После подъема завтрак, затем на работу в зону гонят, там целый день важный государственный объект строить, затем шмон вечерний, услужить соседу лагерному и занять очередь за посылкой (вдруг перепадет чего) и так до отбоя. А там и новый день.

Таким это всё блестящим слогом написано, так жизненно, что я просто очумел слегка: это ж какой талант был у Солженицына, как здорово-то. И сразу понимаешь, что не зря "Новый мир" издавал его, не зря на Ленинскую премию выдвигал. Мастер, безусловно мастер.

Матрёнин двор
В глухое село приезжает учитель. Разумеется, как и все герои Солженицына, ранее судимый. Ищет он тишины, покоя и той самой деревенской глуши, чтобы никто не приставал. Поселяется он у одинокой старухи Матрёны Васильевны. Старуха живет бедно, в дела его не лезет, ни о чем не расспрашивает, на деревне всем помогает, за что ее считают слегка чудной. И так и плывет перед читателем эта простая деревенская жизнь, да только и Матрёна постепенно в разговорах открывается герою, и дела житейские в эту размеренность вторгаются. А потом финал. Страшный, ударный, неожиданный. И сидит герой, а вместе с ним и читатель, размышляет, что же стало с русской деревней, с Россией, куда их всех привело...

Очень хороший рассказ. Солженицын мощно бьет по всему деревенскому укладу, по всей системе деревенской жизни. Ярко, широкими мазками рисует этот скрытый от горожанина мир, выпячивает героев своих и пугает, пугает этими нравами людскими...

К избе прошли четверо в шинелях. Неприятно это очень, когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях.

Правая кисть
Где-то в Ташкенте зек (да, опять зек, я предупреждал) проходит лечение от рака. Его уже подлечили, но пока не выпускают. И вот ходит он по гравийным дорожкам, размышляет о жизни вольных, на девушек красивых смотрит, на женщин не менее красивых и снова грустно ходит. Попадается герою пожилой и очень сильно больной мужчина, прямо видно, что ему помощь нужна и немедленно. Герой берется проводить больного к медсестре дежурной. Знал бы он, с чем столкнется...

Рассказ очень небольшой, но такой же отличный, как и предыдущие. Солженицын очень умело сталкивает советскую действительность 1950-х и старую революционную реальность 1920-х. Вроде бы страна одна, советская, а люди уже совсем другие и отношение уже другое. И вот на этом контрасте получается сильная вещь.

Случай на станции Кочетовка
Начало Великой Отечественной. На станции Кочетовка, расположенной не так далеко от фронта, сидит молодой помощник коменданта лейтенант Вася Зотов. Сидит и в отчаянии подпирает голову. Потому что ему надо эшелон с донорской кровью отправить, а паровозов свободных нет. Ну с этой проблемой он справится. А что делать с помощницей, которая его к себе сожительствовать зовет? И не одна она ведь такая. А как управиться с начальниками поездов которые то некормленые, то наглые, то еще какие-то? Мотоциклисты еще немецкие вот недавно по станции пронеслись. Только и спасение Васе в успокоительном чтении томика "Капитала", да где на это время найти. И вот попадается Васе на разговор отставший от своего состава окруженец, и начитанный, и в театрах бывавший, пир для ушей просто! Только время-то военное, опасное, а ну как бы беды какой не вышло из этого разговора...

Тоже хорошая вещь. Таким живым языком у Солженицына всё написано, так всё жизненно, что веришь. Веришь и Васе Зотову, веришь и всем этим несчастным солдатам голодным, и сытым кладовщикам, и женщинам несчастным. Всему в рассказе веришь.

Для пользы дела
Конец августа, один из многочисленных техникумов необъятной родины готовится к переезду в новое здание. Его строили несколько лет и прошедшим летом все учащиеся, все 900 человек, активно помогали его достраивать. Ну а как иначе? Для себя же делали. И вот, наконец, возвращается директор, но что-то он мрачен сверх меры. Здание не принимает заказчик, завод релейных изделий, а тут еще и комиссия обкомовская нагрянула в техникум. С чего бы вдруг? Что-то явно не в порядке...

Очень хороший рассказ. Солженицын показывает всю душу человека, всю скрытую суть, кто честен, кто подл, кто готов до конца стоять за правое дело, а кто готов отступить в сторону. Мощная вещь.

Захар-Калита
Совсем небольшой рассказ-воспоминание о велосипедной поездке на Куликовское поле. Герой с товарищами приезжает посмотреть на место русской воинской славы и встречает там местного смотрителя Захара Дмитриевича. Через его образ, через описание его каждодневных дел, автор передает суть русского человека, исконного крестьянина, который за правду радеет. Особого интереса рассказ у меня не вызвал, но пишет Солженицын мастерски, тут не поспоришь.

Как жаль
Тоже небольшой рассказ. Молодая женщина ждет справку, но в учреждении обед. Поэтому Анна Модестовна выходит на улицу под дождь и утыкается взглядом в газетный стенд. Неожиданно, сердце ее бешено заходится — она видит в газете статью о молодом ученом, которого не поняла царская власть, не приняла его проект гидротехнических работ в одной из долин Семиречья. Звали этого учёного Модест Александрович...
Снова не вызвавший особого отклика рассказ, но и снова блестящий стиль и отличный слог.

Пасхальный крестный ход
Рассказ-размышление о первом дне Пасхи в апреле 1966 года. Солженицын описывает куцый крестный ход (потому как никто за верующими не пристраивается и идут они слегка пугаясь) и попутно разливает свою мысль о современном ему обществе, о том, что сметет вся эта масса недалеких людей всех, что святость в людях есть, но урезанная, чужая какая-то.

Крохотки
Микрорассказы-размышления. О стране, о людях, о духовности и жизни. Буквально пара-тройка абзацев, а сколько глубины, сколько чувств. Очень хорошо.

Хороший получился сборник, очень удачный. Читать еще что-то из Солженицына мне не захотелось, для знакомства с творчеством автора представленной книги, на мой взгляд, вполне достаточно.