Больше рецензий

6 января 2024 г. 19:57

77

4

В основу романа легли известные древнегреческие мифы, несколько переработанные автором.
Царь Агамемнон ради попутного ветра для армии приносит в жертву богам дочь Ифигению. В отличие от матери, отцу её нисколько не жаль – такова воля богов, разводит он руками. Но по мнению Клитемнестры богов нет, а если и есть, то до людей им нет дела. За совершённые поступки надо отвечать самому.
Клитемнестра, будто умная и хитрая, всё плохо провернула и попала в ловушку. Выпустила на свободу и стала любовницей узника Эгиста, плохо представляя, кто он такой и на что способен. Клитемнестра взяла в заложники сыновей старейшин, но лишилась и своего сына. Отправила в темницу Электру, думая, что потом они с дочерью будут спокойно гулять по саду.
Если Электра, как многие соратники Агамемнона, приняла назначенную суровыми богами судьбу сестры, то не приняла преступного самовластия матери. Запуганная, среди шорохов и шёпотов она наблюдала и ждала. Как когда-то сама Клитемнестра, только сама руки пачкать не хотела. Из всех героев Электра не вызвала у меня ни малейшей симпатии.
Мне понравился смышлёный мальчишка Орест и юноша, в которого он вырос. Орест вернулся в мир, где народ бунтует против власти, где его лучший друг Леандр (чем не угодил классический Пилад?) присоединился к повстанцам, а его мать убила его отца. В чём-то наивный, с запутанной личной жизнью, Орест лучше Клитемнестры и Электры. Он поздно понял, что является пешкой в замыслах других, но также понял, что месть порождает месть, а зло – зло.
Концовка отличается от оригинального мифа, и этот финал мне не понравился. Осталось много вопросов... История кровавая и тяжёлая, авторский стиль строгий и ровный, а мне хотелось хотя бы немного чувств и эмоций. Возникает ощущение, что герои действуют как механические куклы, условные персонажи в условном мире.