Больше рецензий

3 января 2024 г. 10:43

159

4

Эта книга в моем сознании поначалу постоянно вызывала ассоциации с поэмой Александра Блока "Двенадцать".
Фурманов писал свой роман, конечно, значительно позднее, Блок к тому времени уже и умереть успел, но кажется, что одно будто вырастает из другого, по крайней мере, в отношении речи, и авторской фурмановской, и его персонажей. Хочется верить, что это атмосфера эпохи, которую ухватили оба писателя.
Второе впечатление - это какая-то особая подача людской массы как стихии, а также атмосфера коренных перемен и яростной борьбы, а еще - огромные расстояния и мучительно медленный путь героев, их отряда, на Урал. Конечно, выделяются на фоне волнующейся людской массы отдельные лица, вроде Федора Клычкова, который и станет главным героем всей истории, наряду с Чапаевым, но это происходит далеко не сразу.
Третье - это то, как авторская речь текуча и как с ее помощью немного меняется восприятие: в самом начале волнуется людское море и такова же речь: фразы как будто набегают друг на друга. Но как только внимание фокусируется на основательном и вдумчивом Федоре, речь упорядочивается, предложения становятся более длинными, как будто сам Федор берет слово и излагает историю (хотя повествование продолжает идти от третьего лица). Вообще именно художественное мастерство Фурманова велико, что заставляет сожалеть о его ранней смерти.
Еще одно, что обращает на себя внимание - насколько Федор чуток к Чапаеву, насколько внимателен, заботлив и мудр, вообще эти отношения, как и отношения между другими персонажами в романе, заставляют следить за собой с большим интересом.
Ну и центральная фигура, конечно, Чапаев, обрисованный любовно и тщательно, но без снисхождения к нему, без какого-то укрывательства или закрытия глаз на его недостатки, встает перед читателем как живой.
Насколько я могу судить, роман в значительной мере автобиографический. Забавно, что там появляется Михаил Фрунзе как персонаж, мифологизированный образ которого я уже встречала раньше - в сборнике сказов "Миткалевая метель" Михаила Кочнева.
Не стану утверждать, что это книга, к которой хочется возвращаться, но не сожалею о том, что с ней познакомилась. Как и роман "Как закалялась сталь", который я читала ранее, "Чапаев" - это прежде всего памятник совершенно особенной эпохи, культуры, увековечивающий особенных людей, которые, наверное, могли проявить себя во всей красе только при тех обстоятельствах. Лично мне он помог оживить, наполнить ощущениями, прочувствовать те события, которым посвящены всего лишь короткие сухие строчки в учебниках истории.

Прочитано в рамках Игры в классики. Тур 21.