Больше рецензий
30 декабря 2023 г. 07:37
242
3.5 Пурпурфаргаде ансиктет, или Один миг правосудия за всю жизнь, полную несправедливостей
РецензияЯ этого типа вижу насквозь настолько хорошо, что можно подумать, он мне передает всё мысленно. Всю свою жизнь он скитался, его прогоняли «хорошие парни» как только получали с него всю марихуану, весь гашиш, проигрывали ему последние деньги на «колесе фортуны». Всю свою жизнь он слышал от «хороших людей», что он грязный цыган. «Хорошие люди» имеют корни, а он — нет. Этот мужик наблюдал, как в тридцатых-сороковых годах ради шутки сжигались их шатры и кибитки. В них, возможно, сгорали детишки и немощные старики. Он видел, как на их дочерей нападали, насиловали их, потому что «хорошие люди» считают, что цыганки трахаются, как кролики, и лишний раз для них без разницы. Видел он и как их сыновей забивали до полусмерти. За что? Да за то, что папаши этих «хороших ребят» проиграли свои деньги на цыганских аттракционах. И всегда одно и то же: приходишь в город, «хорошие люди» получают то, чего хотят, и потом выгоняют тебя вон из города. Иногда позволят задержаться на неделю на ближайшей ферме, иногда месяц потерпят табор в поле возле шоссейной дороги. А потом, Халлек, непременно прозвучит удар хлыста. Какой-то преуспевающий юрист с тройным подбородком, с бульдожьей мордой, сбивает твою жену на улице. Ей семьдесят или семьдесят пять лет, она наполовину слепая, может, торопилась в табор, потому что приспичило по нужде. Старые кости легко ломаются, прямо как стекло. И вот ты ошиваешься вокруг, надеясь, что хоть на сей-то раз правосудие сработает. Один-единственный раз за всю жизнь.
Этот роман Стивен Кинг издал под псевдонимом Ричард Бахман — и именно после его публикации произошла чудеснейшая байка с разоблачением хитрого дяди, о которой интересно читать даже краткую сноску в «Википедии» (правда, не ясно, к чему было издавать потом «Регуляторов» и «Блейза» под тем же псевдонимом, но пусть уж будет как было). Сам «Худеющий», несмотря на небольшой объём, может показаться и затянутым, и в чём-то макулатурным, и нарочито неестественным касательно некоторых эпизодов. Что, впрочем, не отменяет потенциала замысла, раскрытого очень и очень неплохо, особенно во второй половине.
Мы можем быть жертвами сверхъестественного явления, но дело приходится иметь с человеческой натурой. Как офицер полиции — извини, бывший офицер — я давно убедился в том, что нет абсолютно правых и абсолютно неправых. Существует серый туманный переход от одного к другому, где-то темнее, где-то светлее.
«Король ужасов», на момент написания страдавший от повышенного холестерина и проходивший медицинские осмотры, начал своё произведение явно с потенцией излить то, что наболело, в итоге сатирически отобразив определённые социальные аспекты. Идеализированная картинка повседневности преуспевающего адвоката смахивает на рекламный ролик. Вот он просыпается в солнечное утро; вот берёт с порога газету, брошенную юнцом-почтальоном; вот идёт к окольцованной женщине на кухню, которую называет исключительно как «дорогая моя» в ответ на «мой дорогой»; вот плотно завтракает (обязательно перечислить содержимое тарелки); и всё у них хорошо — до омерзения, до тошнотворной приторности. Богачи — они такие. А богачи, избежавшие наказания за убийство — такие же, только… Только с подтекстом, подковыркой, червоточиной в череде безоблачных будней. И Кинг прекрасно вводит эту червоточину в сюжет чуть ли не анекдотического свойства — с вечно пытающимся похудеть Билли Халлеком; с его курящей как паровоз возлюбленной, ни с того ни с сего решившей дрочить ему в машине; с судьями, лапающими чужих жён; с копами, переживающими из-за прыщей; с бандитами, обожающими вкусно поесть; с накокаиненными докторами и прочим, прочим, прочим сбродом. Это ведь персонажи-шаржи, населяющие беззаботный зажиточный городок, и потому им всё нипочём, а любая проблема решается за счёт хороших связей, не говоря уже о деньгах — да плевать, о них и речи нет, потому что они просто есть. На всё. Всегда.
То, какими мы себя видим, гораздо в большей степени, чем мы полагаем, зависит от нашей концепции нормального телосложения.
Ничего утешительного в этой идее он не нашёл.
Моя самооценка зависит от того, насколько я воздействую на окружающий меня мир. Что же получается? Если мистер Т. ходит по улице, держа под мышкой труд Эйнштейна, от этого он выглядит важным человеком, учёным. Но разве в самом деле он становится от этого лучше?
Идеи Т. С. Элиота звучали в голове, как эхо далёкого воскресного колокола. Нет, я не это имел в виду. Не это.
То, как мы воспринимаем реальность, гораздо больше, чем мы полагаем, зависит от нашей оценки собственного телосложения.
Да, реальность, — пожалуй, ближе к истине. Когда видишь, как тебя стирают фунт за фунтом на нет, подобно тому, как стирают с чёрной доски сложное уравнение — строку за строкой, на твоё восприятие реальности это здорово влияет. Твоей личной реальности и всей в целом.
В такой абстракции обитает главный герой, жирный как телом, так и положением. Сброс лишних фунтов напоминает гонку, соревнование с самим собой (большинство глав знаменуют цифры на весах). И всё же ничто не должно рушить идиллию, при которой быть полным, как и финансово зажравшимся — вредно для здоровья, но не то чтобы стыдно. В конфронтацию ему встают цыгане, долгое время наличествующие сугубо эпизодически в качестве раздражителя. Чужаки воспринимаются Халлеком как люди, якобы не представляющие особой угрозы: потерянные, брошенные Богом отщепенцы, шугни их — и разбегутся (хотя мимолётная польза есть — от фокусов и гаданий до лоснящейся кожи девушки из фургона, впоследствии вспыхивающей в сознании как объект сексуального вожделения). Но по феерически идиотской причине случается наезд автомобиля — и что делает автор? Правильно: сталкивает два совершенно обособленных мира, растаптывая прибаутку хтоническим кошмаром.
Никто, похоже, не знает, как такие вещи начинаются. Бывает — сначала люди спорят, а потом обе стороны утрачивают истину, если она им мешает. Один убивает другого. В ответ — тоже одно убийство. Потом они убивают двоих, а мы в ответ — троих. Они взрывают аэропорт, а мы в ответ — школу. Кровь стекает в придорожные кюветы. Кровь в кюветах. Кровь...
Кошмар — основной повелитель данного бала. Увы, его насыщенность могла выйти более качественно прописанной, однако Кингу погружение в среду приоритетнее, чем акцент на жанровых «крючках», способных зацепить читателя. Так, Билли сопровождают не только размышления о случившемся (лишь отдалённо напоминающие муки совести… псевдомуки псевдосовести), но и сны, с каждым разом становящиеся чуть более изощрёнными, хотя и походящие на иллюстрации из детских комиксов-страшилок. Ужасы тут больше развлекают, нежели пугают: даже когда проклятие обретает множественный характер, новые пострадавшие мучаются недугами, над коими в силу их гротескности отъявленные циники только бы снисходительно посмеялись. Так почему кошмар всё-таки присутствует? В чём он проявляется? В постепенном, схематичном разрушении упомянутой идеализированной картинки, в смене жанра с «чёрной» комедии даже не на мистический триллер, а на серьёзную историю, затрагивающую важные темы — о неизбежности рока и неспособности принять свою судьбу. О последствиях ошибочных решений. О силе ненависти, убивающей всё доброе одним махом.
Мой прадедушка говорит, что проклятий нет, есть только зеркала, которые держишь перед душами мужчин и женщин.
До того, как расставить кровавые точки над тощими запятыми, писатель ловко водит нас за нос и скрупулёзно выстраивает некое подобие боди-хоррора, обнажающего боязнь смертельных болезней и телесных метаморфоз. Где-то в отдельных сценах проливается свет на различие между представителями двух разных культур и классов — бродячим древним народом и «белыми людьми из города». У одних — власть и достаток, зато оторванность от рода и племени плюс лицемерное отношение друг к другу и иным существам из хомо-фауны. У других, изгоняемых отовсюду — кочевой стиль жизни, зато удивительная сплочённость и магические познания. Самобытная в архаичности общинность против прогнившей в обывательском капитализме цивилизации. Но цыгане не спешат входить в повествование на равных правах: Уильям львиную долю рассказа зациклен на себе, сексе с женой, еде, собственном брюхе, удачных деловых сделках. И как же всё скоропостижно меняется, когда вместе с его калориями из книги уходит вся эта дурацкая анекдотичность, а проделки старого барона становятся незамедлительным триггером к действию. До жути простецкая, частично похабненькая присказка вдруг вырастает в одиссею поисков выхода, венчающуюся дьявольским пактом, когда виновник, в надежде спастись, бросается в пекло, а выбираясь оттуда, тянет в него остальных.
Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль. Придётся искать другой путь, а все иные пути не столь просты и утешительны.
В кульминационной части «Худеющий» разгоняется не на шутку. Можно что угодно разглагольствовать о том, как долго и муторно Кинг ведёт аудиторию к ожидаемым событиям, однако в одном ему не откажешь: Стив отлично роднит публику даже с отвратительными персонажами. И почти никому не даёт чересчур снисходительной поблажки. Происходит достаточно всякой местечковой жестянки, прежде чем противостояние оборачивается финалом, от которого кровь стынет в жилах (если дилеммы человеческой души тревожат вас сильнее, чем картонные монстры). Здесь отъявленный убийца может предстать преданным товарищем; дряхлый маг — стойким солдатиком; отчаянно сопереживающая супруга — предательницей; предательство — благими намерениями, а благие намерения — адом непонимания, ведущего к краху целой семьи. Здесь всё не то, чем кажется.
— Есть ещё одна вещь, в которую я верю, Уильям. Я верю в то, что вижу. Вот почему я относительно богатый человек. И вот почему я ещё жив... Большинство людей не верят в то, что видят своими глазами.
— Не верят?
— Нет, представь себе. Не верят, пока увиденное не совпадёт с тем, во что они верят.
Развязка безумно символична и наполнена коллекцией запоминающихся образов вкупе с точными деталями. Кинг мастерски справляется с правилом «страха за закрытой дверью», а также сплетает реальность, видения и мыслительные конструкции в одну колею, следующую куда-то в адскую бездну принятия зла. Ради этого стоит продраться через кажущиеся неуместными или избыточными груды реплик из сторонних диалогов, не слишком относящихся к сути заложенной задачи; бравады производимых между делом лишних телодвижений, достойных сокращения в одну фразу; пространные описания того, чем отличаются прибрежные территории штата Мэн друг от друга. Господи, да имейте терпение, что ли. Тут такое в конце, что либо отравитесь, либо подавитесь, либо схомячите с нехилым, судорожным, грязным удовольствием, как самый ядовито-сладкий кусок пирога на свете.
Людская изобретательность имеет пределы. В конце концов начинаем повторяться. А потом зацикливаемся на старине.
Несмотря на очевидные недостатки, перед нами — классический, старый-добрый Стивен Кинг (Ричард Бахман), и даже если он сделает вам по-настоящему больно (а разве не этого мы ищем порой в литературе?) преимущественно на последних страницах, до того поскребя по сусекам, подобную боль вы наверняка запомните. Да, это не лучший роман. Далеко не лучший. Но, чёрт подери, пусть не всем сердцем, а я его люблю. Похоже, люблю.
Мир, в общем-то, куча дерьма. Но он может быть очень красивым.