Больше рецензий

28 декабря 2023 г. 20:44

654

2.5 Дениза как образец ложной добродетели, или а казалось бы, при чем тут Гитлер?

Роман поразил своей наивностью (глупостью), лицемерием, картонными героями со страниц бульварных романчиков (а это он и есть, так что все нормально). Никаких интересных философских рассуждений или рефлексии героев, особого слога или хотя бы захватывающего сюжета. Это банальные сумерки/50оттенков, только написанные в 19 веке. У автора очень часто концы не сходятся с концами, логика и психология в вопросах отношений вообще не участвуют, характеры героев плоские и одномерные, описаны они просто в лоб нарративом от автора, а действия героев не подчиняются описанным характерам, а только прихоти автора. Для меня это никак не классика.

Все эти минусы мне особенно бросились в глаза, потому что перед тем как взять Золя "Дамское счастье" я запоем читала другого французского классика (настоящего и стоящего) - Мопассана, и почему-то решила, что вся французская литература настолько же интересная, волнующая, честная, нетривиальная. Боже как я ошибалась.

Плюсы. Очень интересно про становление коммерческого монополиста.

Минусы. Очень неинтересно про очередную никакущую серую мышку Золушку. Сам сюжет это прям очень пошло (в исходном смысле этого слова), на России-1 100% есть сериал с сценарием, списанным с Дамского счастья.


Далее СПОЙЛЕРЫ чтобы не бомбить голословно.

1) Абсолютная неправдоподобность - я не смогла поверить в эту сказочку. Да и автор не очень-то старался. Текст буквально напичкан несостыковками, топорным заявлением характеров, автор рассказывает а не показывает и легко жертвует логикой действия и психологией персонажей в угоду своей придуманной небылице. Возможно, более романтичные натуры поверят, что серая мышка тряпочка влюбляет в себя главу корпорации повесу и прошаренного коммерсанта, но для меня это попахивает просто очередным noname современным любовным романом. Мне просто скучно это читать, тут нет каких-то оригинальных поворотов, правда жизни тут только в коммерческих баталиях и приемах. В жизни главная героиня или умерла бы от голода или просто вышла бы замуж за первого предложившего, который бы бил ее и использовал, потому что такие люди сходятся на ура.

2) Нет какой-то красоты соотношения двух линий сюжета - коммерческого прогресса и любовной линии. Наоборот, правдоподобность одной лишь подчеркивает гротескную нелепицу другой. Я ждала некой аллегории-соотношения подавления предприятием монополистом мелких лавочек с одной стороны, и властьимущего начальника и бедной никчемной подчинённой с другой. Но нет, яростные мелкие лавочники, бьющиеся по сути за свою жизнь, все равно падают к ногам новой экономики, а к ногам нитакусечьки падает ее хозяин и господин. Логика в отпуске, балом правит девочка 10 лет.

3) ДЕНИЗА, боже, это образец. Только вот Добродетели ли, как хотел показать нам автор? Корпорация пнула ее подхвост ещё и унизив, а люди, страдающие от этой корпорации дали ей хлеб и приют себе в убыток. Мисс Добродетель им в лицо отстаивает то, что корпорация это сила и будущее... ну понять ее можно, трусливая, забитая, этакий стокгольмский синдром с долей здравого смысла. Но вот то, что она высказывает это своим благодетелям, показывает ее или как непроходимо тупую или как абсолютно бесчувственную.

Затем она возвращается в Машину "Дамского счастья", и о как изменилась Гермиона за лето. Автор в одном предложении нам заявляется что после возвращения Дениза смогла расположить к себе коллег и добиться их уважения и всё "внезапно" "в течении нескольких недель". (Не верю! Автор даже не старался. Написано для наивных людей и написано очень плохо.)

А дальше тряпочка Дениза все также лепечет перед начальством и остаётся просто покорной прислужкой для клиентов. Но ее делают заместителем начальницы отдела. (Вообще по всем стандартам и корпоративным, и просто людской психологии, возвращенцев никогда не продвигают, исключение - если они добились значительного роста на другом месте. Но это не случай Денизы, она всегда была просто бессловесной принеси-подай. Но допустим, ее повышение было полность ради ее соблазнения, хотя скажем, не самый прямой метод и затратный.)

Дальше нам показывают, какого "уважения" она добилась, когда ее всё также полоскают в помоях за спиной. Т.е. она, по сути, в глазах работников магазина стала просто очередной девочкой для утех хозяина, ее не стали уважать, ее стали побаиваться, точнее того, что хозяин может за нее заступиться (ведь она его девка). Но в отличие от предыдущих пассий Муре, сохранявших голову на плечах, Дениза ещё и влюбилась в него.

Отдельно хочу проехаться по тому какая Дениза тряпка и размазня. Я, может, вообще чёрствый циничный сухарик, но я каждый раз смеялась в голос когда Дениза начинала плакать (насмеялась я от души). Цитируя автора, она "молча плачет сохраняя полное достоинство", ммм какая достойная тряпочка, прямо достоинство королевы, ведь все достойные персоны в ответ на оскорбление молча плачут. Ни один из героев этого произведения не был мне так смешон и противен как эта какулечка, дрейфующая по событиям книги, единственным поступком которой могут быть достойные слезы.

Ее ещё описывают как умную, с какими-то там идеями, правда что за идеи мы никогда и не узнаем. Ну кроме того, что ближе к концу она выступила за некие социальные обязательства фирмы. Но мы же видели, что на тот момент, это как раз были ненужные расходы, работников полно и никакой нехватка кадров не было и не предвиделось. Так что с точки зрения комерческой выгоды и здравого смысла ее предложения должны были полететь в урну. Но автору нужна любовная любовь и сказка с единорогами. Поэтому одинокого волчару Муре, которой хочет "использовать и поработить всех женщин", меняет никакая нитакусечька Дениза и "одним взглядом способна повергнуть его к своим ногам". Бэлла, ты ли это? Ой или Анастейша?

Вот то, как описывается Дениза от лица влюбленного Муре, вот я вообще в это не верю. А в конце циник и материалист до мозга костей решил женится на своей подчинённой, в которую типа влюбился, а она ему не даёт, ведь она НиТаКаЯ!!11

У того же Мопассана тоже есть дамы femme fatale привлекающие и укладывающие в штабеля тучи мужчин, но эти женщины описываются как живые люди, со своими недостатками, изюминками, или заблуждениями, которые питают насчёт них их многочисленные поклонники. Это жизненно, поэтому красиво и интересно. Тут же Дева Мария, прекрасный благороднейший лебедь, непонятно как выросший из гадкого утёнка. Это так тупо и избито, что не верится, что это классика 19го века, а не бульварный романчик того времени, где бедную, но честную гувернантку соблазняют пороками и деньгами, но она не такая и кротко противостоит развращенному обществу своими добродетелями, а в финале выходит замуж на герцога. Да та же Пышка Мопассана даст 1000 очков вперёд этой "нравственной красоте".

Но взглянем попристальнее на добродетель Денизы, особенно в контексте противостояния мелких лавочников и ее возлюбленного монополиста. Если смерть и агония Женевьевы, кузины Денизы и дочери мелкого лавочника это аллегория смерти малого бизнеса, то что же успех Денизы? Восхваление прихвостней и предателей. Ведь по сути это и есть Дениза. Даже автор в конце показывает, что она считает людей, которые ее всегда поддерживали и спасли в трудные времена "отбросами цивилизации". Ух добродетель, вот ты какая. Не понятно мне, почему ей никто не предъявляет что она, условно, предала своих и продалась корпорации? Но нет, когда дело касается этой недотыкомки, логика повествования и психологичность характера героев покидают автора в угоду незамутненной главной героини. Ее не ненавидят, не обвиняют в продажности, хотя имеют право. Автор пытается сказать, что лавочники воспринимают Денезу как не сдавшуюся Муре, но что-то я пропустила, откуда они узнали о их "противостоянии" и его исходе? У них никаких контактов с работниками Дамского счастья, вроде, не было. У Денизы же вообще никаких страданий и переживаний по поводу смерти кузины и своего некого участия в ней нет. Вот какая добродетельная, о сотрудниках магазина, зато заботилась. В день когда умирает ее тетка она так страдает, ведь кроме смерти родного человека ей ещё пришлось устроить младшего брата в колледж, а старший хочет женится (wtf? это типа испытания выпавшие на ее несчастную долю?). И в самом конце, когда героиня, как показалось мне прочувствовала (нет) все горе, приносящее жестокой машиной комерции, решает уволится, оказалось, что уйти она хотела из-за слухов о ней и хозяине и "томилась во власти невыносимой тоски" только из-за этого (рука лицо). Правильно, для таких личностей реальные боль и страдания бедных людей ничто, а свое ЧСВ и "непорочность" всё.

Это произведения для меня не оставило впечатление чего-то вечного, стоящего называться классикой Так же как я не нашла тут правды жизни, я не нашла тут и каких-то моральных ценностей или хотя бы неожиданных выводов. Да прогресс неизбежен, маленький человек ничего не может противопоставить ему и не в состоянии его остановить. Но назвать плохое плохим, зло злом и хотя бы в своих чувствах и голове это принимать и понимать может каждый. Дениза же предает людей чистосердечно и добродетельно. Как и многие люди, которые искренне верят, что они хорошие и добродетельные, несмотря ни на что, что их дело правое, да, без "неудачников", оставшихся на обочине этого правого дела не обойтись, но всегда есть необходимые жертвы. Двадцатый и двадцать первый век предоставили нам достаточно примеров такой логики и что из нее вышло. Лучше тщетно бороться с врагом намного сильнее тебя, чем отдаться ему. А Дениза хоть и не дала и не сдалась Муре телом, но отдалась ему умом и сердцем, что намного хуже.