Больше рецензий

27 декабря 2023 г. 23:13

378

3 Замах на рубль, или Забудьте все, чему вас учили в школе

Не люблю скупых рыцарей от литературы. Писательница Юлия Яковлева, обладающая обширными познаниями в разных областях, готова, я уверена, выдать на-гора блистательный  роман: с тонким психологизмом, с проработкой персонажей, с большой идеей и закрученным сюжетом в исторических декорациях. Но она пожадничала, и пока что мы имеем только роман «Бретёр». Что же это за произведение?
Роман «Бретёр»- первый в цикле из трех романов о ротмистре Матвее Мурине. Эдакий исторический детектив, но, что приятно, с новым и очень симпатичным главным героем - офицером. Действие происходит в 1812 году. Вы, наверное, подумали: «Надо запомнить! Интересная эпоха: год победы России над Наполеоном, подъем общественной жизни, расцвет культуры! Богатейший материал, «скажи-ка, дядя»…
Увы. Все писательские идеи нашли свой приют на  лишь 250 страницах карманного формата. Нет здесь ни подъема, ни расцвета, а есть только авторские намеки на некое альтернативное мнение, развешанные по тексту, как топоры в дыму. Ладно. Детектив, говорите? Вяленькая интрига, прямолинейная и легко считываемая.
А вот главный герой, кто он? Офицер, говорите? Видимо, у него за плечами сложная судьба, но он еще молод и… Вся значимая информация о Мурине умещается в трех строках: вернулся с войны с тяжелым ранением ноги; имеет старшего брата с новогодним для русского слуха именем - Ипполит (брат, в отличие от Матвея - успешный карьерист);  переживает разрыв отношений с замужней женщиной. Данные факты практически сразу выдаются читателю, так что, друзья, это все - не спойлеры. Какова мотивация героя? Что заставило его, вернувшись с увечной ногой, пуститься в около-следственную деятельность ради случайного знакомого?
Эээ… У меня надежда только на то, что ответы будут в следующих книгах.
И еще. Неприятная особенность книги- обилие мата. Даже предварив повествование предупреждением о том, что это ее личное мнение, и что «устная речь - зона допущений», автор не убедила меня в правильности своего решения. И из-под ее пера бойко, но совершенно не к месту матерятся дворяне наравне с кучерами. 

Скудно все в этой книге. Для меня неразрывно связаны в сознании XIX век и его блестящая литература, язык великих русских писателей. Вот и со страниц «Бретёра» нам подмигивают то Петя Ростов, то князь Звездич, но это не делает персонажей романа ближе к ним, и не помещает с ними автоматически в одну «вселенную».

В общем, вся надежда на следующие книги цикла. Или на таблетки от жадности.