Больше рецензий

27 декабря 2023 г. 22:55

197

5 Граждане, наш акведук опять засорило вчерашним императором.

Чтож, судя по возмутительно малому количеству рецензий, их пишут те, кто смог выжить после прочтения книги на 1500 с лишним страниц. Или те, не будем показывать пальцем, которым электронная книга неправильно посчитала оные страницы, поначалу выдав 400 и похлопав честными глазками, а затем вывалив куда более впечатляющую цифру. К счастью я слишком люблю Рим, поэтому не сопротивлялась, и думала о Римской империи последние пару-тройку месяцев куда чаще, чем надо бы современному человеку, да еще и женского пола. Дочитала, едва не склеив ласты, и теперь чувствую себя не в своей тарелке без родных колоннад и перспектив получить на орехи то от амбиций Митридата, то от амбиций Суллы.
Не умею писать серьезно про вещи, которые давно и прочно люблю, поэтому здесь будет много пост-мета-иронии и жаргонизмов, сильно облегчающих потребление таких огромных книг на тему политических дрязг и подковерной грязи былых времен. Если вкратце, то этот второй том (и первый том до него) повествует о том, как абсолютно все рвутся к власти. А именно к громким должностям, к величию и к возможности носить элитную тогу, запивая свой успех элитным, вообще ни разу не отравленным вином. Перспектива принести собственную табуреточку в Сенат прельщает столь многих, что за такую возможность не жалеют ножей, ядов, порой абсолютно мерзких подстав, и собственного бабла для подкупов. Пока благородные мужи Сената грязно ругаются на тему возмутительных законопроектов и лепят друг друга табуретками по лицу, где-то снаружи, за стенами великого Рима, нарастает волна недовольства, грозящая превратиться в полноценную гражданскую войну. А так как Рим размяк, расслабился, уверовал в собственное превосходство и вообще слишком занят внутренними дрязгами, то кто его знает, к чему приведет возмущение обделенных италиков, и интерес некоего царя, который имеет слабость к рыжим. Стоит уточнить один забавный момент, который регулярно вводит мое сознание в заблуждение. Несмотря на то, что книга вышла довольно давно, и в ней происходят еще более давние события, написана она очень даже современным языком. Пускай равномерный и текучий, но стиль повествования не состарен намерено, а максимально подведен к повседневности. Поэтому мне очень часто чудится, что я читаю не среднеизвестный талмуд прошлого века, а современную, и главное, популярную вещь. Ведь в ней есть все, что сейчас любит потреблять зритель, поглотивший Игру престолов и готовый оценить что-то еще в таком роде. Кровь, интриги, скандалы, войны, борьба за власть, немножечко настоящей любви, и очень множечко любви неправильной, навязанной и согласованной в форме фиктивных браков. Порой меня совсем кроет, и я начинаю искать иллюстрации, живые обсуждения, и даже фанатские произведения по этой книге, а потом вспоминаю, что о ней знает полтора человека на весь центральный округ страны, и контент брать неоткуда, по крайней мере в русскоязычном сегменте. Жаль.
Собственно, если бы в книге были серые и ничем не выделяющиеся персонажи, то я бы даже не чесалась на тему контента, но они, к сожалению или к счастью, вызывают у меня живейший интерес и сомнительную симпатию, особенно когда речь идет о каком-нибудь Митридате. Не сдержусь, и опишу вкратце самых впечатляющих, по которым частенько плачет дурка, но извините, мы сейчас про Древний Рим говорим или где?
Луций Корнелий Сулла - центральная лошадка в этом забеге. Тот самый человек, по отношению к которому можно смело говорить "он ходячий красный флаг, но знаете, я люблю красное". Бесяче красивый, жестокий, хитрый, порой впадающий в приступы свирепости амбициоз и вояка, который имеет идею-фикс в становлении консулом, но из-за своего нищенского положения вынужденный идти к своей цели долгими и иногда совершенно отбитыми путями. Окруженный друзьями, но по факту никому не друг. Трижды женатый, но никому не муж. Любит только себя, хотя сам так не считает. В основном занимается тем, что фигурально сшибает людей с ног своей харизмой, но временами занимается этим и буквально, особенно если дело происходит ночью, и поблизости от острых прибрежных скал, до которых очень высоко падать. В начале этой книги ему уже стукнуло сорок лет, поэтому со скал летают куда чаще, а приступы ярости у Суллы возникают все ярче. Ведь часики тикают, так сказать, а табуретка консула все еще далека. Понимаю, Рим не за день строился, но "стройка" несколько затянулась все равно. Хотела еще упомянуть, что этот человек со скрипом переваривает женщин (кроме одного-двух исключений), но это прекрасно объясняется тем, что Сулла красив, Сулла харизматичен и Сулла задолбался. Если вы считаете, что женщины в Древнем Риме пикнуть не смели и кротко позволяли хозяинам семьи мыкать их туда сюда в поисках идеальной партии, то вы ошибаетесь. Беднягу Луция Корнелия чуть ли не с начала истории кошмарили аналоги современных сталкерш, пытаясь добиться связи с ним то преследованиями, то шантажом, то голодовкой. Последний такой казус привел к тому, что Суллу отправили в Испанию на четыре (!) года, в надежде, что юная, беззаветно влюбленная в него жена Марка Эмилия Скавра немного подрастет, успокоится и отвлечется на одного-двух новорожденных детей. Не особо-то удивительно, что он их терпеть не может, отправляясь из-за очередной преследовавшей его девушки в самую настоящую ссылку. Также он вызывает у окружающих людей контрастно-диаметральные впечатления. Мнения об этом человеке никогда не бесцветны, они всегда делятся на: "Рыжее животное, да шож ты творишь такое", - и: "Сулла приди, порядок наведи". Увидим после, получится ли у него реализовать все свои цели. Если будет это самое "после". Мне нужна реабилитация.
Марк Ливий Друз - зеленый флаг конкретно этой книги. Знаете, добрые персонажи в доисторические и дохристианские времена вызывают у меня громадное желание создать для них фан-клуб. Ведь винегрет тамошних богов не то, чтобы проповедовал милосердие и всепрощение, особенно если взглянуть на гекатомбы заколотых быков в честь очередного покровителя охотников или виноделов. Поэтому если персонаж - и особенно римлянин - являет собой человека чести, которого любят собственные рабы как родного, то это не потому, что за проявления злобы в языческих постулатах грозят поджарить его регалии на сковороде в аду. А потому что персонаж САМ выбрал быть добрым и милосердным, прекрасно понимая, что ему за это не будет ни благ материальных, ни бесконечных возлияний в загробных залах (условно выражаясь). Выбор, продиктованный не страхом и жадностью, но собственными нормами морали, воспитанием и неравнодушным сердцем. Мое уважение, короче говоря. Марк Ливий Друз именно такой, способный свернуть горы, пускай и очень медленно, с увещеваниями всех этих упертых ослов в Сенате. Персонаж комфорта, залечивающий сердечки после появления какого-нибудь Квинта Сервилия Сципиона (тьху).
Гай Марий - добродушный, умный, всеми любимый дядечка, шестикратный консул и основной соперник Суллы в становлении последнего консулом. Правда, Гай Марий даже и не знает, что он чей-то там соперник, поэтому все выпады Суллы выглядят как небезызвестное: "Как тебе такое, Илон Маск??" Можно было бы еще что-то написать про этого персонажа, но знаете, этого хватит... да, пожалуй, информации хватит. Кхе.
Тримедат (Митридат) - флаг книги, у которого нет цвета, потому что я не знаю, какой цвет можно подобрать к этому "очаровательному" восточному чучелу. Царь понтов (Понта) держит в руках огромную власть, но вывозит он ее исключительно убеждением всех вокруг в том, что он могуч, бессмертен, очень умен и ни разу не кретин. На самом деле где-то там, под безвкусными слоями золота, мечется пугливая и неуверенная в себе душонка, поэтому царь не раз попадал в нелепые ситуации, ставящие под сомнение его престиж, и вылезал из этих ситуаций так же нелепо, казня всех, на кого удавалось повесить свои собственные косяки. Ему вторят блеющие овечки в лице советников и охранников, которые находятся рядом с ним не потому что они из себя что-то представляют, а потому что имеют степень магистра по вылизыванию пяток царских особ, а также виртуозно научились спасать свою шкуру от иррационального гнева этого опасного, но не сказать чтобы сильно умного экспоната. Сейчас наблюдать за этим со страниц книги довольно смешно. В те времена - я думаю, не очень, особенно для тех, кто был достаточно "удачлив", чтобы находиться с ним рядом.
Словил краш с Суллы. Могу понять.
Публий Рутилий Руф - булочка, которую все обязаны защищать. Больше, собственно, ничего не требуется про него говорить.
Квинт Сервилий Сципион и Помпей Страбон - были бы идеальными претендентами на испытания французских гильотин. В книге много серых персонажей, которые сначала людей пытают, а через сотню страниц превращаются в самых рьяных союзников адекватных лидеров. Но конкретно эти двое должны гореть в аду, если, разумеется, информация о них в книге соответствует реальному положению дел в истории.
В произведении происходит огромное количество событий, и порой хронология начинает изуверски скакать вперед, поэтому Сулла из сорокалетнего резво превратился в 52-летнего, а Рим на первый взгляд получает в свое кровавое портфолио пугающе быстрый калейдоскоп из восстаний, эпидемий и снова восстаний. Прекрасно понятно, почему история древнего Рима такая обширная и пестрящая самыми разными событиями, и вообще не понятно, зачем было утрамбовывать это в один том (в некоторых изданиях два, но все равно больно). Меня просто добило фаталити от автора, где она признается, что вынуждена была ограничить информацию, поступаемую в свои черновики, чтобы читатель не офонарел. Ах, так это меня еще пощадили? Я... ясно.
В общем в целом мне все понравилось, и я бы продолжил, когда мой мозг станет немного полегче. Рекомендую тем, кто любит Древний Рим, Игру престолов, всякие произведения а-ля "Королевская битва", и прекрасно понимает (но ни за что не признается), что во времена активного существования Колизея он бы скорее всего тусовался где-то на трибунах. Иными словами, за хлебом, зрелищами, и облеченной в художественную оболочку историей - сюда.