Больше рецензий

25 декабря 2023 г. 13:36

32

5 Я верю вдохновению - и уверен, что без этих толчков из другого мира человек не может сделать ничего порядочного в здешнем.

Мы знаем, что Бетховен - это великий композитор, одна из вершин мировой культуры. Так говорят, по крайней мере. Но у нас ещё есть свой личный опыт - мы даже имеем представление о "Лунной" сонате и даже помним начало 5-ой симфонии: судьба стучится в дверь - "та та та та-а-а-а".
Было ли очевидно ценителям искусства в России в первой половине 19 века о величии музыки Бетховена?

В 20-х годах 19 века на страницах печати сообщений о Бетховене и об исполнении его сочинений почти ничего не появлялось.
24 декабря 1830 года в альманахе "Северные цветы на 1831 год" появилась новелла "Последний квартет Беетговена". Автор новеллы обозначил себя под литерами ь, ъ, й (князь Владимиръ Одоевский).
Новеллу высоко оценили деятели русской литературы во главе с Пушкиным, Гоголем и Белинским. Позднее она была положительно принята петрашевцами. Что же привлекло к новелле многих прогрессивных русских людей? Новелла отразила правдивое и близкое им понимание личности великого композитора.

Интересно, что на момент выхода в печати работы Одоевского, в петербургских книжных лавках ничего не было о Бетховене кроме слухов, что композитор - побочный сын Фридриха Вильгельма II, родился в Бонне в 1772 году, учился у Альбрехтсбергера и в 11 лет играл сложнейшие произведения Баха.

Одоевский был большим поклонником музыки Бетховена. На основе впечатлений от прослушивания его музыки он создал глубокий психологический портрет композитора. "...несмотря на вольную романтическую трактовку образов, сумел показать глубину
и силу творческой личности великого музыканта."

Ничья музыка не производит на меня такого впечатления; кажется, что она касается до всех изгибов души, поднимает в ней все забытые, самые тайные страдания и даёт им образ; весёлые темы Бетховена - ещё ужаснее: в них, кажется, кто-то хохочет - с отчаяния... . Странное дело: всякая другая музыка, особенно гайднова, производит на меня чувство отрадное, успокаивающее; действие, производимое музыкою Бетховена, гораздо сильнее, но она вас раздражает: сквозь её чу́дную гармонию слышится какой-то нестройной вопль; вы слушаете его симфонию, вы в восторге, - а между тем у вас душа изныла. Я уверен, что музыка Бетховена должна была его самого измучить. Однажды, когда я не имел ещё никакого понятия о жизни самого сочинителя, я сообщил странное впечатление, производимое на меня его музыкою, одному горячему почитателю Гайдна. - "Я вас понимаю", отвечал мне гайднист: "причина такого впечатления та же, по которой Бетховен, несмотря на свой музыкальный гений (может быть, в высшей степени, нежели Гайдна), - никогда не был в состоянии написать духовной музыки, которая приближалась бы к ораториям сего последнего, - "Отчего так?" спросил я. - Оттого, отвечал гайднист: - что Бетховен не верил тому, чему верил Гайдн".

Ещё при жизни Одоевского новелла стала очень популярной за рубежом. Была переведена на разные языки.
Одоевский был пионером отечественного бетховеноведения. Ему принадлежала инициатива в организации первого исполнения в России Девятой симфонии Бетховена. Он поддерживал всё идейно-прогрессивное. Пропагандировал произведения Глинки, приветствовал первые шаги в искусстве Чайковского и Римского-Корсакова.

Смеются надо мною, что я всегда занят! Вы не знаете, господа, сколько дела на сём свете; надобно вывести на свет тебе поэтические мысли, которые являются мне и преследуют меня; надобно вывести те философские мысли, которые открыл я после долгих опытов и страданий; у нас нет книг, - у нас нет своей музыки, своей архитектуры; медицина в целой Европе ещё в детстве; старое забыто, новое неизвестно; - наши народные сказания теряются; древние открытия забываются; надобно двигать вперёд науку; надобно выкачивать из-под праха веков её сокровища. Там юноши не знают прямой дороги, здесь старики тянут в болото, надобно ободрить первых, вразумить других. Вот сколько дела! Чего! я исполнил только тысячную часть. Могу ли после этого я видеть хладнокровно, что люди теряют время на карты, на охоту, на лошадей, на чины, на леность и проч. и проч.

Он считал, что науки разделены искусственно. Что заниматься только одной какой-нибудь наукой не целесообразно, что при помощи одной какой-нибудь нибудь науки невозможно объективно понять предмет. Поэтому он изучал многие науки. Он не обладал стройным научным и философским мировоззрением, в некоторых вещах он ошибался.
Его кипучая музыкальная деятельность получила высокую оценку.

Велики заслуги Одоевского как первого выдающегося знатока, собирателя и исследователя русской народной и древней музыки. Многочисленные его работы в этой области и поныне не потеряли своего научного значения.
Всё это позволило Одоевскому с беспримерной для своего времени проницательностью понять многие выдающиеся явления не только русской, но и западноевропейской музыки (Берлиоз, Вагнер). В оценке же Бетховена он обнаружил такую глубину понимания, которая была недоступна многим его современникам.

Такие вот дела. Читайте хорошие книги. Слушайте хорошую музыку.

картинка Ken-Loach