Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

21 декабря 2023 г. 16:39

178

5 «Это отвратительно, покажите мне ещё»

Как же трудно писать рецензию на большую книгу, когда любое замечание рискует стать спойлером из-за особенностей структуры книги… И в то же время, даже если влепить рецензии жирный красный спойлер и начать говорить обо всём, что меня волнует, — это будет дай бог 18+, если не все 21+. Потому что: кровь, кишки, расчленение, нестандартные виды любовных соитий, постоянное копошение в трупах и экскрементах, нелицеприятные нюансы ковыряний в пупке и прочие натуральности, вызывающие мурашки отторжения. Пишу об этом здесь и сейчас, чтобы нервные или беременные не тратили на книгу время и шли дальше. Но если кому-то этот список покажется завуалированной рекламой, то знайте, что так и есть. На удивление, мне действительно понравилась эта книга. Все эти «натуральности» просто придавали ей натуральности, и художественность описаний была ровно настолько отвратительной, чтобы хотелось ещё и ещё. Не все готовы признать, что у них есть подобный внутренний демон (а по результатам экспериментов, у всех людей хоть раз да мелькали разные отвратительные, жестокие или гнусные мысли), но специально для таких неготовых Флавиус Арделян в своей книге старается не вызывать описаниями откровенный рвотный рефлекс — пусть де воображение доделает за него самую неприятную работу.

Вторая самая большая сложность этой книги (точнее, сборника из двух историй) в том, что автор выдаёт факты порционно. Звучит довольно невинно после первого абзаца, правда? Но это лишь до того момента, пока у вас во время чтения не начнёт тихо тлеть мозг из-за трудностей с пониманием.
Например, пока я читала в первой истории о святом Тауше, который ради Мира боролся с не’Миром, всё было более-менее очевидно: Добро борется со Злом, а протагониста следует любить и уважать. Но во второй книге внезапно появляется какой-то над’Мир, где описывается либо то, что в первой истории осталось за кадром, либо вообще то, что первую историю опровергает. WTH?!, хотелось мне закричать. И лишь к середине второй истории автор, наконец, раскололся, что (и тут следите за руками): над’Мир — это не’Мир из первой истории, просто сами не’люди себя называют над’людьми, а не’людьми считают тех, из Мира (для них не’Мира). Если бы автор в самом начале второй истории признался, что сейчас все названия поменяются местами и мы узнаем точку зрения так называемого Зла на так называемую Борьбу Добра и Зла, — следить за сюжетом второй истории было бы намного легче. Но, видимо, у автора не было цели облегчить жизнь читателю, скорее уж он разрывался между желанием нагнать мистики и необходимостью создать логичный lore. И как думаете, он остановился на перетасовке названий и порционной подаче информации? Как бы не так, я привела лишь самый глобальный пример, а вообще такое было сплошь и рядом. Если первая история напоминала классическое житие какого-нибудь средневекового святого, то вторая история словно рассказана задом наперёд: вроде все слова стоят на своих местах, но буквы в каждом из них перепутаны, поэтому нужно держать в голове всю предыдущую историю и подставлять в неё новые факты, не пытаясь их понять, пока история не закончится.
И заметьте, я поставила книге высший балл! Во-первых, мой котелок давно так не кипел, осмысляя прочитанное, и даже всякие «натуральности» по ходу повествования не смогли отбить мне аппетит. Во-вторых (и главных), все сюжетные неясности оказались прояснены, а все висящие на стенах ружья — выстрелили. Что ещё для читательского счастья надо? Конечно, всегда есть риск запутаться, но тут уж всё в ваших руках. За всю книгу я нашла только одну ошибку, которую никак нельзя списать на особенности извращённого устройства над’Мира или авторское подмигивание параллельным мирам (на краткий миг во второй истории внучки стали племянницами). Для книги такого объёма это потрясающе высокий уровень непротиворечивости.
Пока история разворачивается перед нашими глазами, она превосходит всякое понимание, поэтому надо верить в автора и ждать конца — только тогда и можно судить, насколько логична и правдоподобна придуманная Флавиусом Арделяном история. (Да и придуманная ли? В какой-то момент он сам стал героем своей книги — носителем мифа, писцом Флавиусом Арделяном из меж’Мира, который подхватил миф неизвестно где и когда.)

Итак, эта книга — со всеми своими отвратительными подробностями и запутанным сюжетом, — мне страшно понравилась. В ней есть и святой-герой, и святая-плесень, и подозрительный живой скелет, и невидимый легион, и извращённое слепое желание править миром, и легкомысленные боги (как часть лора), и любовные истории на любой, даже самый извращённый вкус (но ни одной счастливой), и чудовища от мала до велика. Простая, на первый взгляд, история о борьбе добра и зла, когда её рассмотришь со всех сторон, оказывается зрелым пониманием, что неправильно делить всё на чёрное и белое. Фэнтезийная сказка оказывается притчей, заставляющей задуматься о нашей с вами реальности. Пусть во время её чтения будет немного подташнивать, она достойна того, чтобы преодолеть все трудности. Хм, когда будет лучше её перечитать?..

Ничего даже близко похожего я прежде не читала, но атмосфера этой румынской книги немного напомнила другие мои любимые книги: польского «Ведьмака» Анджея Сапковского, сербскую «Осаду церкви Святого Спаса» Горана Петровича, югославо-северомакедонский «Пуп земли» Венко Андоновского, русского (хотя скорее древнеславянского) «Заступу» Ивана Белова, венгерский «Зонт святого Петра» Калмана Миксата, и — барабанная дробь перед внезапным поворотом, — корейскую лайт-новеллу «Жрец порчи» («The Priest of Corruption», по ней ещё одноимённая манхва есть). Вот бы что-то ещё в таком же духе найти.

Новогодний флэшмоб 2023, за совет спасибо fus , нет, даже спасибище! Хотела бы я советовать её направо и налево, чтобы потом вечность смаковать в обсуждении, но это реально то, что мало кому рискнёшь предложить. А жаль, такая интересная книга же!

Комментарии


Замечательная рецензия! И книга замечательная. Очень рада, что вы столь высоко оценили мой совет))


О дааа, это была роскошная книга, просто вишенка на торте суровой реальности))