Больше рецензий

19 декабря 2023 г. 11:37

457

3.5 Без Петрония все было бы совсем печально

Отражая порочность человека и преследования первых христиан в Риме, Генрик Сенкевич создал роман, в котором показал жизнь и императора, и центуриона, и раба. Это повествование резких контрастов: от декадентских празднеств, пиров, представлений, подхалимов безумного Нерона, до нищих, рабов, невольников, заключенных, замученных христиан и всех неугодных.

Эта история римского патриция Марка Виниция, который безумно влюбляется в Лигию, заложницу Рима, происходит на фоне кровавого правления Нерона как императора и первоначального подъема христианства в первом веке. В ней главный герой претерпел полное преображение благодаря искупительной силе любви. Динамичность, эпичность, хороший баланс темпа, в ней сочетаются с поэтичностью слога. Однако кроме сюжета и слога, надо говорить и о идее. Здесь поднимаются достаточно религиозные вопросы, которые касаются мученичества, страданий, сострадания, любви и прощения.

«Куда идёшь», «Камо грядеши», «Quo vadis»... Апостол Пётр спросил об этом Христа, который явился к нему в видении. С другой стороны, этот вопрос обращён всему Риму. «Куда вы идёте?» - этот вопрос обращен и к читателю.

Так у книги сильный религиозный нарратив, который может быть как плюсом, так и минусом, в зависимости от читателя. Может быть обременителен для тех, кто не очень увлечен темой религии. Однако, проповедование любви ко всем, прощения и сострадания, нельзя назвать чем-то плохим. Но поклоняющиеся римским и греческим богам сильно демонизированы в сюжете, а христиане - святые мученики. В этом плане роман весьма черно-белый, а я такое не очень люблю. Помимо содержания книги, критический ум читателя не может не принимать во внимание реальность и все, что происходило в истории во имя веры. Это контекст, от которого тяжело избавиться во время чтения.

Но если главные герои не то, чтобы приглянулись мне, то именно в фигуре Гая Петрония, «арбитра изящности», я нашла любимого персонажа. Он идет несколько врозь этой черно-белой картине. Он честен перед собой и точно знает, что не будет отказываться от земных наслаждений за обещания вечной жизни. Умный, благородный, ленивый, мирской, он изображен таким сложным, но, несмотря на многочисленные вопиющие недостатки, обаятельным человеком. Но при всех достоинствах романа, таких, как хорошо проработанный исторический задник и исследование разных характеров разных персонажей, Камо Грядеши не войдёт в мой личный топ, хоть это и неплохой роман.


Источник