Больше рецензий

18 декабря 2023 г. 14:18

417

5 Величие художественного образа

К сожалению, я не обладаю столь глубокими познаниями в литературе, чтобы написать заслуживающую этого романа рецензию. Я также не обладаю искусством письма и речи, чтобы подобрать достойные этого произведения слова. Поэтому всё, что мне остаётся – это оценить книгу с позиции заурядного читателя; человека, который, как мог, постарался вникнуть в саму суть творения под названием «Моби Дик, или Белый кит».

Книга соответствует всем критериям великого литературного произведения: она не просто содержит в себе художественный образ - она является художественным образом; не будучи написанной для современников, ей была уготована участь стать «гением» для будущего читателя.

Будет ошибкой считать, будто бы «Моби Дик, или Белый кит» является приключенческим романом, хотя и содержит черты данного жанра. Это глубоко философский текст, изобилующий метафорами, символами, аналогиями, аллегориями и библейскими отсылками. Кроме того, Герман Мелвилл проделал огромную работу по цетологии, пытаясь создать точную и достоверную классификацию китообразных, из-за чего нам, современным читателям, имеющим в своих руках фотоаппараты и видеокамеры; живущим в эпоху интернета и великого технического прогресса. Так вот, нам, современным читателям, могут показаться нудными и неуместными описания строения китов и попытки автора их визуализировать. Но простим старому Герману его оплошность!

Кто они такие - герои романа Мелвилла? Что собой представляет безумный капитан Ахав? Или рациональный Старбек? Кто такой весельчак Стабб и недалёкий Фласк? В чём секрет мужества Квикега и что, в конце концов, знаменует собой сам Моби Дик?

И как тонко сам автор иронизирует свой философский подтекст! Вы только прочтите эти слова: «Люди сухопутных профессий в большинстве своём столь несведущи относительно самых очевидных и осязаемых чудес света, что, если бы я не привёл здесь простейших фактов из прошлого и настоящего китобойных флотилий, они вздумали бы рассматривать Моби Дика как некий чудовищный миф или же, что ещё отвратительнее и ужаснее, как невыносимо страшную аллегорию».

Как я уже сказала ранее, мне не хватит литературных познаний и мастерства слова для написания достойной рецензии под стать этому роману. Да и сколько времени понадобится, чтобы разобрать каждую главу? Не мне раскрывать значение каждой аллегории, не мне упрощать горы метафор и не мне переводить в слова великий и извечный художественный образ моря. Я могу лишь рекомендовать роман к прочтению. Я могу лишь восхвалять его величие.

«Подумайте обо всём этом, а затем взгляните на нашу зелёную, добрую, смирную землю – сравните их, море и землю, не замечаете ли вы тут странного сходства с тем, что внутри нас? Ибо как ужасный океан со всех сторон окружает цветущую землю, так и в душе у человека есть свой Таити, свой островок радости и покоя, а вокруг него бушуют бессчетные ужасы неведомой жизни. Упаси тебя бог, человек! Не вздумай покинуть этот остров и пуститься в плавание. Возврата не будет!»