Больше рецензий

17 декабря 2023 г. 16:38

70

4.5 - Тук-тук. - Кто там? - Смерть. - Ну и что? - Ну и всё.

Здесь у нас два в одном, как шампунь-кондиционер, но справедливо будет сказать и о каждом в отдельности. Начнём с начала, то есть с "Постороннего". Я немного боялась браться за эту книгу, зная за неоклассическими жанрами, так скажем, манеру выезжать за счёт чего-то мерзкого, странных описаний и попыток шокировать читателя всякими гадостями, которые пишутся, якобы, от большой авторской смелости, а по-моему, просто от нехватки таланта. Но это ладно, тяжкие были время, такие же были книги. Так или иначе, тут всё обстоит совершенно иначе. "Посторонний" шокирует не смелостью, не мерзостью и не описаниями, он шокирует обыденностью страшных вещей. Обыденностью и банальностью смерти, издевательств, убийства, суда. Это ведь много страшнее, правда? Часто повторяют фразу, мол, самое страшное - это безразличие. Как насчёт безразличия к себе? Полного и абсолютного. Мерсо настолько устал сам от себя, что ему уже плевать совершенно на всё. Он смотрит на мир сонным взглядом человека с температурой 37,3, когда мысли ворочаются медленно и устало, и как бы теоретически жить хочется, но это выражается только в том, что не возникает желания самоубийства. Потому что просто зачем, это требует усилий. А ни какие усилия нет сил, ни моральных, ни физических. Вот как-то так я вижу главного героя. Быть может, его до этого состояния довёл неподходящий ему климат, быть может, странные отношения с матерью, быть может, это просто его характеристика, такой вот меланхолик, быть может, это какое-то психическое отклонение. Может быть что угодно, абсолютно. И это бы не сделало никакой разницы. Он в любом случае посторонний этому миру, людям и сам себе, что самое неприятное. Он действительно мог бы сидеть в сухом дереве годами и смотреть на небо, ему бы не сделало это большой разницы. В целом, единственное, что его отличает от трупа, он осознаёт, что всё-таки жив, и умирать не хочет, пусть даже верит в конечность души и конечность всего. И тут открывается огромное пространство для рассуждений, обсуждений и размышлений. Этим и хороша книга. Технически, там практически ничег не происходит, все события повести можно передать двумя предложениями, ничего почти не происходит и в душе главного героя, но при этом происходит очень много, и это удивительно на самом деле. Экзистенциализм это или нет, но на размышления наталкивает. А что вообще такое - живой? Вот главный герой себя живым считает, но, как бы, он прожил всё отведённое ему время совершенно механически, ничего толком не чувствуя, ни о чём не задумываясь, ничего не делая. А мы как живём? Иногда также. Да зачастую также. А что такое смерть? Как себя ощущаешь, зная, что скоро умрёшь? Почему вообще страшно умирать, если никогда толком не жил, и точно знаешь, что всё равно будешь умирать, какая разница, раньше или позже, если ты живёшь, как бесполезный механизм, который шевелится просто по инерции? А вот разница всё-таки есть. Это всё интересно, и это представляет отлиное минное поле для полемики и разговоров. При этом книга, на самом деле, очень чистая и тактичная, это особенно убивает. Ну и, конечно, это вот центральное, что в книге есть,

спойлер
убийство чисто от того, что слишком жарко на солнце. Не просто случайный выстрел, а четыре выстрела в уже убитого. Такой же приём, кстати, есть в книге "Семья Паскуаля Дуарте", там в целом можно провести параллель с "Посторонним". Паскуаль, плавясь от жары, и не сильно соображая, что делает, просто с нифига убивает любимую собаку, точно также, не одним выстрелом, а многими, бессмысленно и беспощадно, как сама эпоха. Любопытно, что позже автор говорил, что Камю не читал, во что технически поверить можно, в Испании того времени туго переводили и публиковали подобные вещи, да и вообще любые, если честно. Если это действительно так, то вдвойне больно за то, что разные люди в разных странах в то время видели вокруг одно только безразличие на грани с жестокость. И жестокость эту одновременно и смягчает и отягчает тот факт, что она непреднамеренная и бессмысленная, безо всякого злого умысла. Это правда страшно. На самом деле, жду в скором времени новой волны подобных книг, времена снова интересные.
свернуть

В общем, книга парадоксально доставила мне удовольствие. Помимо прочего, она хорошо написана и хорошо переведена, а это всегда приятно. Хотя эмоционально осадочек остаётся, но он лечится раздумьями.
Забавная параллель тоже, рассуждения о времени. Такое ощущение, что тоже примета литературы того периода. Про поиски утраченного времени помолчим, но у Манна в "Волшебной горе" чуть не целая глава посвящена феномену "краткости долгого времени", сводится он к тому, что чем однообразнее проходят дни, тем длиннее они кажутся в процессе, но тем короче они кажутся в массе своей, если так продолжается достаточно длительный период. Длинные, тягомотные дни, в конечном итоге по прошествии года кажутся секундами. Но это так, блеснуть эрудицией. Едем дальше. Чума.
Нобелевка по литературе, аллегория фашизма как чумы. Также, как и "Посторонний" выглядит немного сонно и даже сказочно. Страшное описывается относительно буднично и нереально, и от этого становится только страшнее. Также, как и в "Постороннем", у нас есть смерть, своеобразная тюрьма и у нас есть юг, но с безразличием всё-таки чуть больше проблем. Конечно, есть Панлю, призывающий ко смиренному принятию участи своей, но тут всё-таки речь идёт наоборот, о мобилизации групп перед лицом общего врага. Довольно грусто смотреть, сколько должно произойти дерьма, чтобы эта мобилизация всё-таки случилась. Если в Постороннем говорят об отстранённости, то в Чуме говорят о преодолении отстранённости. По сути, увы, даже когда дело касается кого-то лично, люди не всегда готовы подниматься и что-то делать, но к счастью, всё-таки есть та грань, за которой они всё же встают.
Трогательные и хрупкие жизни. Годами отшлифовывающаяся первая фраза будущего шедевра. Записная книжка Тарру, отказ Рамбера покинуть город... Но есть и множество, множество жизней не очень-то трогательных, их больше. И вообще, карантин тут, это, конечно, блокада, тут вспоминаем про фашизм. И кто-то, конечно, делает на этом деньги, кто-то умудряется устроиться и устроить пир, кто-то страдает молча, кто-то, заламывая руки, кто-то сходит с ума и поджигает дом, кто-то сходит с ума ещё больше, и бежит горящий дом грабить. Это всё и чудовищно, и абсурдно.
Интресная параллель тоже с Посторонним касательно разности мышления человека "свободного" и "арестанта". Но если у Мерсо получилось довольно безболезненно изжить в себе "свободные" мысли, то тут всё-таки целый город, и люди в нём разные. И переживают свой карантин по-разному. По своему же каждый переживает освобождение от блокады. И снова у нас бессмысленная стрельба по ничего не сделавшим лично убийце. И снова то же самое. И вирус чумы всегда будет жить, однажды вернётся. Ну безнадёга такая, конечно. Но что поделать, если иначе людей заставить думать практически невозможно? Одна проблема, некоторым и это не помогает.
Но смотрим с оптимизмом, друзья, и даже чума переодически проходит!

П.С
Картинку увидела только сегодня, и она просто прекрасно подходит как иллюстрация ощущений от книги.
П.П.С.
Камю ВЕЛИКОЛЕПНО заходит под температуру и больную голову, всем советую.

Обоснуй. Отзыв в честь Литеры, судьи нашей Долгой Прогулки 2023, https://www.livelib.ru/reader/litera_s . Почему эта книга? Потому что Литера - филолог, а филологи, это я вам как филолог говорю, читают много классики, и иногда она им даже действительно нравится, а эта книга вполне себе классическая классика, и у меня есть ощущение, что понравилась она нам обеим.

Доп для судей

спойлер
картинка Mkk
Не забывайте закусывать витаминчиками!
свернуть

Спасибо за этот год!

Картинка к книге
картинка Mkk

Комментарии


Правильное ощущение!) "Чума" потрясная вещь