Больше рецензий

13 декабря 2023 г. 20:00

132

2 Ложка мёда в бочке дёгтя

Я буду говорить обо всей серии, а не только о последней книге. По большей части это - абсолютно недостойный внимания мусор. Основная суть в том, что у нас есть два «идеальных» главных персонажа - Лайя и Элиас - и весь мир вокруг существует только для того, чтобы иллюстрировать их идеальность.

Почему они идеальны? У них нет внутреннего конфликта, они оба с самого начала прекрасно знают, чего они хотят. А хотят они делать всё, что им заблагорассудится, невзирая на последствия. Жить в моменте, так сказать. Хочется перестать быть Маской? Легко, просто сбежим из Блэклиффа, а получится или не получится, скольких твоих друзей будут допрашивать, какие будут последствия для твоего деда (тоже ведь могло такое быть, правда?) - не важно. Хочется поссориться с лучшим другом из-за незнакомой симпатичной тёлки? Да не вопрос. Хочется прыгнуть в постель к малознакомому мутному типу, а потом подарить ему единственную память о погибшей матери - вперёд. Не хочется работать Ловцом Душ несмотря на то, что заключил договор и принёс клятву? Не работай! Не надо, зачем, и плевать, сколько людей пострадает. Держать слово? Выполнять обязательства? Отвечать за базар? Нести ответственность за свои поступки? О чём вы вообще? Пока Маут не прочистил Элиасу мозги, его ничего из этого не волнует, а после его волнует только то, как избавиться от власти Маута или обмануть его, желательно только при этом оставить его силу. Чтобы одни права и никаких обязанностей. Или вот, например, хочется спасти Книжников. Вот кюшать не могу, хочу спасти. Плевать, сколько людей погибнет, включая самих спасаемых, я хочу и всё тут. Весь мир должен прогнуться под мои желания, если я топну ножкой.

Отношения их такие же. Никакого конфликта здесь нет, они хотят друг друга автоматически, по определению, и всё, что им мешает - чисто внешние препятствия. То комнаты подходящей нет, то комната есть, но ещё только первая книга, рано, то Кинан невовремя подвернулся, сначала надо дать ему, то отравление, то зануда Маут вмешивается, заставляет работу работать, то война какая-то, чёрт бы её побрал.

Собственно, это весь конфликт в линиях Лайи и Элиаса - две прекрасные конфетки, которым мешает ужасный мир. Нет, я не то чтобы против, книги о том, как идеальные персонажи борются с неидеальным миром, тоже имеют право на жизнь. Но в таком случае борьба должна происходить строго в рамках правил этого мира, а также в рамках понятного читателю здравого смысла. Здесь же всё это постоянно нарушается в угоду нашим прекрасным конфеткам, и в какой-то момент мы понимаем, что им вообще никакой закон не писан. Не умеющая плавать Лайя выживает в бурной горной реке, джинны, нападающие на Элиаса чуть ли не в каждой его главе, никогда не могут нанести ему сколь угодно значимого ущерба, и так далее.

И мощная идея, что любовь и надежда - это великая сила, она не о том, что любовь помогает менять что-то внутри себя и даёт силы на эти изменения, и не о том, что она позволяет бороться с несовершенством мира. Нет, она о том, что если долго любить и надеяться, однажды мир прогнётся под нас. Из всех окрестных кустов вылезет по роялю, откроется очередная пачка суперспособностей, злодей растрогается и передумает уничтожать мир, правда перед этим умрёт куча невинных людей, но ради прекрасных конфеток и не на такие жертвы можно пойти.

Наверное для подростковой литературы это нормально. Хотя я всегда думала, что смысл книг в том, чтобы нести полезную мораль, а не укреплять подростков в их неверных убеждениях, но ладно, может я наивная. И если бы весь цикл полностью был таким, я бы просто его спокойно закрыла, возможно даже не на последней странице последней книги, и всё. Но, как я написала в названии рецензии, в этой бочке дёгтя, к сожалению, оказалась ложка мёда, и от этого просто неимоверно обидно.

Потому что среди декораций к невообразимой крутости Элиаса и Лайи, среди адептов их секты почитателей каким-то невероятным образом оказались Элен и Харпер - два действительно сильных и ярких персонажа. Я не знаю, как Сабе Тахир удалось их написать, наверное это вышло случайно, когда она хотела сделать героев, противоположных её сокровищам, чтобы оттенить их блеск. Только вот всё получилось наоборот. На фоне общего мрака этой серии Элен и Харпер - самые настоящие факелы в ночи. Они живые, они сомневаются в себе и своих решениях, они растут и меняются. Их отношения - это вообще на данный момент одна из лучших романтических линий, которую я читала в фэнтези, настолько грамотно, красиво и правдоподобно они написаны. Не без огрехов, но в целом очень, очень здорово. Эти двое как раз могли бы послужить прекрасным материалом для иллюстрации правильных идей для подростков - что «хочу» и «надо» можно и нужно подружить. Самое смешное, что Элиас и Лайя тоже могли бы стать такой иллюстрацией, только их путь в этом спектре шёл бы по направлению от «хочу» к «надо», тогда как Элен и Харпер двигались бы от «надо» к «хочу», и где-то посередине обе пары бы и встретились.

Но Саба Тахир так не считает. Она следует всемирному тренду на инфантилизацию людей. Поэтому она берёт двух самых достойных персонажей серии и кладёт их на алтарь всеобщего преклонения перед Лайей и Элиасом. Смотрите, говорит Саба, что бывает с теми, кто пытается уважать правила и обязательства. Смотрите, что будет с вами, если вы будете брать на себя ответственность. А вот если вы наплюёте на всех и вся, кроме своих хотелок, то обязательно прилетит волшебник в голубом вертолёте и привезёт вам в подарок пятьсот манго.

И это, на самом деле, делает эту серию не просто плохой, а по-настоящему вредной. Если бы по миру бегали одни сплошные инфантильные мэрисьюшки, круша злодеев направо и налево, а в конце их ждал бы порхающий вокруг заката камин, это было бы просто глупо, а местами может даже и мило. Но для растопки этого камина используют не-инфантильных не-мэрисьюшек, и ради этого тоже идут в ход рояли в кустах и нарушения внутренней логики повествования и правил мира. То есть Элиасу и Лайе закон не писан, а для Авитаса и Элен в закон постоянно вносятся дискриминационные поправки. И вот ты читаешь всё это и понимаешь, что автор правда думает, что фу такими быть. Это не случайность, это её искреннее убеждение. Она создала сильных, способных на пылкие чувства и глубокую привязанность, но тем не менее верных долгу и умеющих держать себя в руках, отчего чувства и привязанность становятся только глубже, Элен и Харпера лишь затем, чтобы использовать их для кровавого жертвоприношения в угоду культу безвольных, бесформенных, безответственных и просто безобразных Лайи и Элиаса.

Мне просто жуть как обидно за Элен и Харпера. Прям вот хочется взять их и вытащить, ножницами вырезать их главы из этой серии и отнести куда-нибудь подальше, туда, где к ним будут относиться так, как они того заслуживают. А остальные пусть сидят в своём болоте и продолжают петь дифирамбы Лайе о том, какая она сильная и смелая, как она за пять месяцев научилась стрелять лучше Фариса, какая она великая предводительница Ополчения и гроза врагов (вот тут я чуть со стула не упала от смеха), и какие у неё соблазнительные изгибы.

Две звезды - по одной за Элен и Харпера, остальное - в топку.

Комментарии


Очень достойная рецензия, благодарю и подписываюсь под каждым словом!


Спасибо!