Больше рецензий

10 декабря 2023 г. 15:37

289

3

Клянусь, бывают дни, когда я себя спрашиваю – что я вообще здесь с вами делаю, вы ж все конченые люди.

Начну с качества перевода:

Ну, давай поглядим, вдруг сможем найти то, что ты ищешь.
Она знала, что сделать материал костюма огнеупорным – хорошая идея.

Ну, вы поняли. "She knew it" перевести по-человечески на "Она так и знала" или просто "Так и знала" в голову никому не пришло. Всё дословно, сохраняются все курсивы при акценте, мысли или косвенную речь тоже с курсива на кавычки менять не захотели. Как будто чувствовали, что такого же успеха новая серия не принесёт, и решили сильно не напрягаться.

По части стиля всё выглядит вполне прилично — но это только потому, что предложения построены максимально просто, усложнённые лишь техническими и научными терминами (а как без них в антиутопии?). Но я прекрасно помню из примечаний к "Лунным хроникам", что с ними писательнице помогали специалисты. Сейчас вообще проще быть писателем — один с иностранными языками подсобит, другой с проффесиальными, третий поцелуев побольше посоветует добавить (серьёзно, Сара Маас обожает так делать).

В своей дебютной работе автор просто, но живо сумела описать и обстановку, и окружающих героиню людей, и саму героиню через других — мы, по крайней мере, имели представление о её внешности (и не только цвет волос, глаз и кожи). А главное — всё было понятно. Начало сразу окунало нас в сюжет, без всяких лирических отступлений уровня анимационного сериала "Аватар: Легенда об Аанге", как она решила сделать в "Отступниках" — всё было плохо, потом пришёл злой дяденька и стало опять плохо, но все верили, что супергерои спасут мир и станет хорошо (но стало плохо).
Ну хорошо, Отступники — это люди со сверхспособностями. Кстати, название напоминало об одноимённом фильме, поэтому всплывающих лиц Лео ди Каприо и Мэтта Деймона было не избежать) Правда, и "Ренегаты" здесь, конечно, не оставишь) Но тут и у главной героини какая-то, гляжу, сила имеется, и у отца её. Здесь Одарённые все без разбору что ли? И впрямь была бы анархия... В этой книге и какое-то вступление, и пролог перед первой главой, но от этого читатель только больше запутывается. Чётко и ясно сказали одно — Нова (гг) — племянница того самого злого дяденьки с погонялом Ас Анархия (х*ень какая-то, а не погоняло, всё равно что футболка с надписью "Меня мочите первым").

Убивают всю её семью, девочка прячется и ждёт, когда же придут на помощь Отступники, те не приходят, и она сама выкручивается, потом её находит дядя. Всё! Прошло десять лет... Притормозите! Такие безбожно сухие описания величайшей трагедии жизни персонажа я покуда видала лишь в фанфиках начинающих фикрайтеров. От Мариссы Майер после успешной тетралогии, где каждая из ведущих героинь могла чем-то пробить на эмоции, я такой халатности не ждала. Или литературные приёмы вроде: дядя назвал её кошмариком в прологе, в следующей главе героиня слышит это слово и... Ну и всё, мы намёк и так поняли! Но нет, надо подчеркнуть жирным шрифтом, что дядя так её называл... Леди пера, я Вас не узнаю.
С места в карьер — анархия вместе с Анархией пала, героиня уже взрослая и работает против Отступников (по личным причинам, прикрывая их лицемерными лозунгами о настоящей свободе) с какими-то другими "суперсильными". Себя кличет анархисткой, и надо ей всех "неправых" порешать без разбора.

Все эти супергерои показаны как винегрет, никто толком сначала не запоминается, зато успели сказать, что двое из самых суперских супергероев гомосексуалисты. А то нехорошо было бы и во второй серии избегать нынешней моды, к тому же такого нигде, помимо фанфиков о Тони Старке и Питере Паркере, раньше не делали. Нет, я-то не против, но мало кто данную тему может ввести ненавязчиво и естественно, чтобы она не смотрелась как вынужденная необходимость для прибыли. Кстати, о моде: что за новшевство у супергероев и суперзлодеев лица не прятать, а их имена все знают и говорят чуть ли не чаще прозвищ?

— Руби, ты в порядке?
— Не Руби. Красная Убийца.
— Да, точно. Извини.

Где вся драма с undercover? Брюс Уэйн, к примеру, вон сколько скрывался, что по ночам костюм летучей мыши пялит, сколько публичного осуждения вынес и не выдавал себя. А им ничего — захочет кто грохнуть, так все данные как на ладони, что они, ссыкло? Да и зачем их искать — сами на парад выйдут, глумясь над "останками" побеждённого декаду назад дяденьки. Никакой тебе теперь конспирации, ночной жизни, уединённости. Прошлый век. Хотя если Марисса "Мстителями" вдохновлялась, в которых каждый второй гражданский знает, что там у скандинавского божества на личном фронте, то придираться, наверное, глупо.

Но постойте — есть один в скафандре! Героиня таких раньше не видела (такой красы не видела доныне). Ну всё уже понятно, товарищи, вот Ромео (или Джульетта, хе-хе) пришёл. Которого нам немедленно палят, лишая всяческой загадочности! Ну кто так пишет-то?! В книге "Cinder" было, конечно, очевидно, что Синдер — и есть пропавшая принцесса Селена, но мы к этому всё равно приходили сами. Здесь же тупо к героине подходит какой-то чувак, называется Адрианом, потом она ранит некоего чувака в скафандре, а в следующей главе уже всё с точки зрения раненого Адриана. Господи-и-и!!! Неужели никто ей не посоветовал это как-то подправить, самим было бы интересно такое читать? С другой стороны, он скрывает личность, только от своих же боевых товарищей. Такого действительно раньше мной не наблюдалось, но это всё равно бред. Они что там, все остолопы? Он приёмный сыночек главаря организации!

И Нова ещё и успела стать у соперников популярной, что они все с ней беседы ведут типа: "Давно не виделись, Кошмар (в плане проработки персонажа кликуха идеальная, а так отстой)". Мне лично трудно определить, кто там реально самый крутой, у всех силы, кажется, похлеще, чем у тех же детищ Marvel. Глаза аж разбегаются, как их много и что каждый умеет делать. Доставать нити металла из воздуха и что-то мастерить — ну ничего себе! Рисовать что-то и потом делать объёмным — ну ни фига себе! Выделять телом любую кислоту и отраву — ну ни х*ена себе! Это уже не суперсилы, это какое-то хогвартское волшебство пошло (и даже там бы ох*енели).

Ромео и Джульетта какие-то совсем не Ромео и Джульетта — разве что по разные стороны баррикад, но вот эти игры с тайной личностью — ещё и обоюдно! — смотрятся крайне наивно. Всё в духе старых добрых фильмов о супергероях, которым достаточно было надеть очки, снять костюм и сидеть себе в офисе журналиста, чтобы никто тебя даже не заподозрил. Этот Адриан/Скетч/Страж что, свой тембр голоса на прокуренный бас менял, как Бэтмен? Или Нова/Кошмар/Бессонница (Бессонница блин) шепелявить начинала? Не думаю. Тем более Адриан внешность Кошмар описывал, как мог, подробно, при этом в голове у него при виде Новы ничего не щёлкало. Не менее наивны то и дело искрящие чувства в духе: он на меня посмотрел, и я вся в огне, забыла, что я вообще здесь делаю и что мы враги, и вообще, давай же из Вероны убежим, чтоб вместе быть и обвенчаться дабы. Если разобраться, по разные стороны баррикад находятся многие парочки молодёжных серий, но на них не вешают ярлык несчастных шекспировских влюблённых. К тому же я очень сомневаюсь, что конкретно эти планируют себя убивать, впереди ещё как минимум две книженции (и после вряд ли).

А больше всего удивила всеобщая наивность касательно новенькой. Она интересуется каждым, простите, сортиром в вашем штабе, считает выходы и камеры наблюдения, а вы все только с умилением улыбаетесь, приговаривая, как же нам с ней повезло, и Кошмар теперь несдобровать (серьёзно, тут уписаться от смеха можно).

Кое-какой интерес появляется с середины, когда Нова становится новенькой у отряда Отступников и начинает работу "кротом". События идут динамичнее, герои приобретают, с позволения сказать, объём — хотя нет, это всё-таки сильно сказано. Скорее, их теперь можно отличать друг от друга. Ну и мы хорошо знаем, что главная героиня — до сьюшности большая любительница повыделываться, а главный герой — непонимающий сарказма тюфячок, за каким-то хе*ом скрывающийся от своих же людей.

А финал, конечно... Не сказать, что взрыв мозга, но я, честно, ожидала чего-то другого (сама не знаю чего, мне было как-то фиолетово). Теперь ради интереса придётся заглянуть и в продолжение. Наверное. Хотя содержание пока значительно уступает обложке.