Больше рецензий

2 декабря 2023 г. 21:00

141

4

В далекой-далекой Африке молодой кенийский воин идет по своей земле, вспоминая свою жизнь, гонимый вперед надеждой на лучшее. Наверное, если бы Виктор Рид был скандинавом, он бы написал "Сагу о Небу", а родись он в России в 19 веке, то, вероятно, назвал свою историю "Мцыри". Но автор родился на Ямайке и пишет о Кении и о судьбе народа, который жил там с начала веков и придавлен тем самым великим киплинговским бременем белого человека.

Неси это гордое Бремя —
Ты будешь вознагражден
Придирками командиров
И воплями диких племен:
«Чего ты хочешь, проклятый,
Зачем смущаешь умы?
Не выводи нас к свету
Из милой Египетской Тьмы!»

Пятидесятые годы 20 века, Кения озарена колониальным Британским светом в своей непроглядной тьме, и одарена великим долгом белого человека стать богаче. Но безграмотный Небу, закосневший в своем стремлении жить и любить, когда ему уготована почетная миссия быть дармовой рабочей силой в доме цивилизованного человека, участвует в восстании Мау-Мау против англичан.

История, рассказанная Виктором Ридом, поэтична и наполнена множеством образов, центральным из которых становится образ леопарда.
Леопард силен, быстр, крепок и мускулист, хитер, опасен и безжалостен. Он бродит в темноте, полагаясь на свои чувства и инстинкты, он выслеживает свою жертву, молниеносно ее убивая и затаскивая на дерево, даже если добыча гораздо крупнее охотника.
Найди настоящего леопарда - вот любопытная загадка, предложенная автором читателю.
Сначала ты уверен, что это молодой кенийский воин - дитя природы, плоть от плоти Африки, необузданный и сильный. Затем тебе кажется, что пятнистая кошка является символом колонизаторов, готовых уничтожить и поглотить добычу гораздо крупнее себя. А может леопард - это просто животное, которому плевать какого цвета у тебя кожа, и он готов отстаивать свое первобытное право на существование.

Эта история - печальная песня, в которой оплакивается судьба всех героев: молодого африканского воина, с выжженными сердцем и оторванного от родной земли; его сына, как символа нового поколения жителей Кении - с искалеченным телом и душой, плода запретной страсти; и всех белых людей, пытающих покорить чужую страну, гонимых жаждой наживы, прикрытой как фиговым листком, мнимым оправданием о "бремени белого человека", и умирающих побежденными первобытной силой африканской природы....

Прочитано в рамках "Литературного Турнира 3.0" 3 акт, Импровизация, команда "Валькирии прилетели!"